Рождение
(Birth)
В библейских рассказах о событиях, связанных с естественным или сверхъестестенным рождением, содержится множество образов. В этих рассказах часто подчеркивается факт, что великие спасители Израиля пришли как дар от Бога. Исаак, Иаков, Моисей, Самсон и Самуил родились либо в результате раскрытия бесплодного чрева, либо для отведения возникшей опасности, и тем самым показывается, что эти люди, продолжающие обещанную родословную линию или несущие избавление Божьему народу, появились на свет не по человеческому замыслу, а по Божьей инициативе. Разумеется, рождение Иисуса из девственного чрева представляет собой конечный и наивысший сверхъестественный дар, показывающий, что Спаситель спасителей появился не в результате естественного зачатия, а пришел от Бога.
В Ветхом и Новом Заветах связанные с рождением образы используются также для демонстрации правильных взаимоотношений между Богом и Его народом. В своей песни перед собранием Израиля Моисей заявил, что народ ведет себя противоестественно: «А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя» (Втор.32:18). Псалмопевец провозглашает: «Славное возвещается о тебе, град Божий! Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне, и Тир с Ефиопиею, – скажут: “такой-то родился там”. О Сионе же будут говорить: “такой-то и такой-то муж родился в нем”» (Пс.86:4–5). Иными словами, верующие в Бога люди считаются родившимися в Сионе, граде Божьем.
Спасение. Мысль о рождении как об образе спасения более ясно выражена в Новом Завете. Например, в прологе к своему евангелию Иоанн написал: «А тем, которые приняли Его [Иисуса], верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12–13). Никодиму Иисус объяснял: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:6–7). Далее Иисус привел аналогию: «Дух дышет {в английских переводах «ветер дует»}, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Духовное рождение подобно ветру – оно не подвластно человеческому влиянию, однако последствия коренного внутреннего обновления ясно просматриваются в жизни человека. У Иакова образ рождения свыше получил дальнейшее развитие в сравнении рожденных свыше с «начатком Его созданий» (Иак.1:18). Верующие – лишь первые плоды, и в будущем возрождение или обновление распространится на все (Мф.19:28).
Состояние, противоположное рождению от Бога, изображается очень наглядно. Исаия обличает тех, кто «зачинают зло и раждают злодейство. Высиживают змеиные яйца» (Ис.59:4–5). Псалмопевец скорбит, что «нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс.7:15). «Сделанный грех, – пишет Иаков, – раждает смерть» (Иак.1:15).
Страдание и освобождение. Совершив суд над Адамом и Евой после их бунта, Бог сказал женщине: «Умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:15). С этого времени боль при родах стала неизбежной и неминуемой. Яркий образ женских страданий при рождении ребенка показан в пророчествах Исаии и Иеремии (Ис.21:2–3; 26:16–21; 66:7–14; Иер.13:21; 22:23; 30:6; 49:24; 50:43). Мучения народа перед лицом Божьего суда оба пророка сравнивают со страхом и болью, охватывающими женщину при родах. В пророчестве о Вавилоне Исаия предсказывает: «Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как раждающая» (Ис.13:8). Провозглашая бедствия, которые ждут Израиль, Иеремия пишет: «Я слышу голос как бы женщины в родах, стон как бы раждающей в первый раз, голос дочери Сиона; она стонет, простирая руки свои: “о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами”» (Иер.4:31).
В ряде случаев образ жестоко страдающей при родах женщины сопоставляется с обетованием освобождения. Исаия соединяет образ Израиля как женщины в глубокой скорби пред Господом с обетованием воскресения и освобождения Израиля: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела... и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:16–19). Нетерпение Бога освободить народ сравнивается с нетерпением женщины разродиться ребенком (Ис.42:14).
Образ родовых мук используется также применительно ко всему творению, которое «совокупно стенает и мучится» {в английских переводах – «стенает, как в родовых муках»} в ожидании освобождения «от рабства тлению» (Рим.8:21–22). Внезапный, неожиданный и неизбежный приступ родовых мук предстает как яркий эсхатологический образ: «Внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес.5:2–3). Перед вознесением, прежде чем покинуть учеников, Иисус, рассказывая им о Своем возвращении, привел в пример женщину, рождающую ребенка. Он показал, каким образом боль и страдание могут быть сразу же забыты и обратиться в радость: «Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:21–22).
См. также: БЕСПЛОДИЕ; ЖЕНЩИНА; МЛАДЕНЕЦ, НОВОРОЖДЕННЫЙ; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; РЕБЕНОК, ДЕТИ; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ; ЧРЕВО, УТРОБА.