Бесплодие
(Barrenness)
В библейском образе бесплодия заложена идея о безжизненности вкупе с отсутствием Божьего искупительного благословения. В начале пышное плодородие Едемского сада и великолепие мужской и женской сексуальности предвещали плодовитость во славу всей сотворенной Богом жизни.
В результате греха Адама и Евы Бог проклял благодатную плодовитость Своего творения. Земля в саду стала производить терние и волчцы, и для получения пищи теперь требовался тяжелый труд. Процесс продолжения рода человеческого тоже подвергся проклятию, и деторождение превратилось в болезненное и даже опасное для жизни событие. В Библии плодоносная земля и плодовитая женщина являют собой образы благословения жизни в том виде, в каком ее изначально задумал Бог. В противоположность этому, заброшенная земля и бесплодная женщина – библейские образы последствий греха.
Образ бесплодной женщины представляет собой один из самых выразительных библейских образов запустения и отвержения. Мы видим это уже в Бытии на примерах Сары (Быт.11:30), Ревекки (Быт.25:21) и Рахили (Быт.29:31). Классический случай – бесплодие Анны (1Цар.1). В Новом Завете примером служит Елисавета. В литературе мудрости одним из четырех проявлений ненасытимости показывается «утроба бесплодная» (Притч.30:16).
С другой стороны, мало какие другие события приносят столько радости, как беременность бесплодной жены. По словам псалмопевца, одно из высших благословений Бога проявляется в том случае, когда Он «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс.112:9). В своем пророчестве об искуплении Исаия призывает бесплодную женщину «возвеселиться» при мысли о предстоящем рождении детей (Ис.54:1). Анна и Елисавета – примеры бесплодных женщин, познавших, в конце концов, радость от рождения ребенка.
В завете с древним Израилем благословение за соблюдение завета Бог выразил в образах плодородия, а проклятие за его неисполнение – в образах бесплодия:
Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего... Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего... Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих (Втор.28:1–4, 15–18).
Позднее пророки использовали символику бесплодия для обличения Божьего народа в грехе неповиновения завету. Пророческие образы неплодоносной и запущенной земли предвещали Божий суд через засуху, нашествия насекомых и войны (Ис.5:1–10; Иоил.1:1–12; Авв.3:17). Неверность Божьего народа нашла выражение в образе Сиона как бесплодной женщины, которая торгует своим телом как блудница и тем самым подавляет саму возможность плодоношения (Иер.3:1–3; Иез.23; Ос.9:11–12).
В своем пророчестве о восстановлении Богом благословения жизни Исаия описал преображение неплодоносной земли и бесплодной женщины. В день восстановления сухая земля расцветет как нарцисс (Ис.35:1–7), а бесплодная женщина возвеселится. получив неожиданно способность к деторождению (Ис.54:1).
В Иисусе Христе выражается завершение Божьего плана избавления людей от воздействия греха, лишающего их плодоносной жизни. В рассказе о Его родословии мы видим бесплодных женщин, в конце концов родивших ребенка, начиная с Сарры, совершенно случайную женщину Раав, греховную связь Давида с Вирсавией и, наконец, Его рождение невинной Девой Марией (Мф.1:1–16). В ходе истории искупления Бог преобразовывал бесплодие в плод вечной жизни.
В Книге Откровение земная история завершается показом образа сада, постоянно плодоносящего в новом Иерусалиме (Откр.22:1–6), и чистой невесты, выходящей навстречу своему жениху (Откр.21:1–5). Писание заканчивается на той же ноте, на которой оно началось, – демонстрацией пышной растительности и здоровых половых отношений между мужчиной и женщиной, несущих в себе Божье благословение вечной жизни благодаря Иисусу Христу, в Котором не может быть греха.
См. также: ЖЕНЩИНА; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; ПРОКЛЯТИЕ; РЕБЕНОК, ДЕТИ; РОЖДЕНИЕ; ЧРЕВО, УТРОБА.