Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Проклятие

(Curse)

Слово проклятие употребляется в Библии достаточно часто. В русском переводе «проклятие» служит выражением таких еврейских синонимов, как ʾarar, qalal и ʾala соответствующих греческим словам kataraomai, katara и epikataratos, а также haram и herem, соответствующих греческим anathematizo и anathema. В Писании образ проклятия связан с тремя основными темами: сотворенного порядка, межличностных отношений и Божьих заветных отношений с Израилем.

Проклятие творения. Проклятие часто выражается в отделении от естественной среды обитания. Первое в Библии проклятие испытал змей, проклятый «пред всеми скотами», то есть отделенный от мира животных. Земля тоже была проклята и отчуждена от Адама, который не мог больше легко получать ее плоды для пропитания (Быт.3:17). Первое проклятие на человека Бог наложил позднее, в случае с Каином, который был отлучен от земли и, возможно, от своего народа (Быт.4:11). Это проклятие, отчуждавшее Адама, а затем Каина от земли, служит предзнаменованием проклятия в виде плена, которому впоследствии подвергнется весь Израиль.

Межличностные проклятия. В литературе соседних ближневосточных народов инициатива проклятия земли и людей всегда исходила от человека. В Ветхом Завете люди тоже могли прибегать к проклятию, иногда в форме провозглашения возмездия, как в случае с Иисусом Навином, обрекшим гаваонитян на рабство (Нав.9:23; ср. Быт.9:25; 27:29), воззвания (Суд.21:18; 1Цар.26:19) или выражения самобичевания (Иер.20:14–15). Вместе с тем, библейские представления о проклятии отличались от его небиблейских аналогов того времени прежде всего тем, что последние основывались на волшебстве и магии, а первые были, в первую очередь, духовными и вытекали из этических соображений. Поэтому изначальную связь проклятия с магией библейские авторы заменяли связью с заветом.

Это не означает, что все проклятия в Библии соотносятся с Богом. Есть множество случаев, когда проклятие служит просто синонимом «насмешки» или «злословия» (напр., Исх.21:17 {«злословит»}; 3Цар.2:8 {«злословил»}; Пс.36:22; 61:5; Притч.26:2; 27:14 {«злословящего»}), и в этом смысле проклятие равнозначно «поруганию славы» (Пс.4:3). Такое проклятие как злословие, исходящее от нечестивых, вызывает негодование, о чем часто говорится в поэтических книгах.

Проклятия завета. Во Второзаконии Израиль клянется в готовности соблюдать завет с Яхве, скрепляя клятву повторением «аминь» (Втор.27:15–26). Во Втор.27 Яхве перечисляет Израилю условия благословений и проклятий, и этот перечень охватывает все сферы жизни. В случае если Израиль отойдет от Него и последует за другими богами, «пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен» (Втор.28:20). На карту поставлена судьба Израиля как народа: в зависимости от того, будет Израиль «главой» (Втор.28:13) или «хвостом» (Втор.28:44), на него будут изливаться благословения Бога или Его гнев. Конечное проклятие плена означало удаление того, в чем выражалась слава Израиля: Божьего присутствия.

Вполне допустимо, что сила Втор.28–29 заключается в образах проклятия как метода принуждения. Будучи законной реакцией Бога на непослушание, проклятие грозило лишить нарушителей завета безопасности, свободы, здоровья и благословений. В результате проклятия Израиль частично или полностью отстранялся от некоторых благословений, что приводило к принижению значения дарованных ему Богом отличительных черт. В Новом Завете мы видим проклятие как принуждение и унижение в образе духовного рабства (напр., Ин.8:34–47; Рим.6:20; Гал.4:8; Иуд.1:6).

В наибольшей степени Божье заветное проклятие как выражение «гнева Божьего» Израиль испытал во время завоевания его Вавилоном и последующего пленения. Плен по своему значению сопоставим с исходом. Бог, заключивший завет с Израилем и стоявший на его стороне во время исхода, стал «как неприятель» (Плч.2:5), когда Иерусалим был разрушен за неверность завету. Хотя Израиль и вернулся на землю, в Новом Завете показывается, что он все равно оставался в положении духовного отделения от земли, находясь в котором благочестивые стремились к «утешению Израилеву» (Лк.2:25), «избавлению в Иерусалиме» (Лк.2:38). В целом рассказ об Иисусе представляет собой рассказ о Мессии, предлагающем Израилю обещанное возвращение из ссылки и благословения нового завета (Мф.5:1–12). Но Израиль в большинстве своем оказался невосприимчивым, и Иисус высказывал проклятия в адрес народа (напр., Мф.11:20–24; Мк.11:12–14, 20–21; 12:1–11) и предупреждал о грядущей великой национальной катастрофе (Мк.13:14–23; Лк.13:34–35; 19:42–44; 21:20–24). Иисус принял на Себя «проклятие закона» (Гал.3:13), наказание за неверность Израиля (и мира) и тем самым проложил путь к спасению посредством грядущего оправдания на суде всех, кто последует за Ним. Благодаря этому «благословение Авраамово» распространилось на язычников (Гал.3:14). Израиль и язычники искупились от «настоящего лукавого века» (Гал.1:4; 4:3–9). Но в Новом Завете говорится также об эсхатологическом проклятии, конечном суде, на котором отвергающие Божье спасение будут приговорены к погибели в отделении от Бога.

См. также: АДАМ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ЗАВЕТ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle