Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Прокаженный, проказа

(Leper, leprosy)

Библейское слово, традиционно переводимое как «проказа», относится (во всяком случае обычно) не к тому, что мы называем проказой (болезнью Хансена), а к разного рода кожным заболеваниям, в том числе различным формам псориаза и витилиго (при которых на коже появляются белые пятна, ср. 4Цар.5:27). Проказа в Книге Левит, поражавшая одежду и дома, была плесенью или гнилью (Лев.13:47–59; 14:33–56).

Эти болезни связывались с нечистотой и влекли за собой отделение от других людей (ср. Чис. 5:2; 4Цар.15:5; 2Пар.26:16–21). Но отделение не было полной изоляцией – хотя в Лев. 13:46, возможно, и подразумевается, что прокаженный должен жить отдельно, на самом деле в обоих заветах показано, что прокаженные общались с другими людьми (ср. 4Цар.7:3; Мк.14:3). О колониях для прокаженных речь нигде не идет. Напротив, прокаженные предупреждали о своем приближении разодранными одеждами, неопрятным видом и криками: «Нечист! нечист!» (Лев.13:45). Законы о проказе, читать которые не очень приятно, изложены в Лев. 13–14. Они предназначались для священников и давали им необходимые знания для постановки диагноза, в каких случаях сыпь на коже действительно вызвана проказой. Они также предписывали, какие обряды необходимо совершать после ослабления симптомов. В них ничего не говорится о соблюдении гигиены или лечении.

Прокаженные были живыми мертвецами. В Чис. 12:12 плоть прокаженного сравнивается с «мертворожденным младенцем», а в Иов.18:13 говорится, что члены Иова съедает «первенец смерти». Когда неназванного царя Израиля попросили исцелить прокаженного, он ответил: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» (4Цар.5:7).

Проказа могла быть Божьим наказанием, как в Чис. 12:9–15 (Мариамь; ср. Втор.24:8–9), 4Цар.5:27 (Гиезий) и 2Пар.26:20 (царь Озия; ср. Лев. 14:34). Но Бог по Своей милости и исцелял прокаженных. В число примеров входят Чис. 12 (семидневная проказа Мариами), 4Цар.5:1–14 (исцеление Елисеем Неемана), Мк.1:40–45 (исцеление Иисусом неназванного прокаженного) и Лк.17:11–19 (исцеление Иисусом десяти самарянских прокаженных).

Ужасные последствия проказы побуждают многих относиться к ней как к образу греха. Но это не основное ее значение в Писании. В гораздо большей степени она символизирует трагическую сторону жизни и уязвимость человека.

Смысл заявления Елисея: «Пусть он [Нееман] придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (4Цар.5:8), – сводился к тому, что от проказы может исцелить только пророк. Это согласуется с фактом, что прокаженных в Библии исцеляли Моисей, Елисей и Иисус. Это помогает также пониманию Мф.11:5 и Лк.7:22, где Иисус связывает Свою способность исцелять прокаженных со знамением, что Он есть «Тот, Который должен прийти» (хотя в Мф.10:8 Он наделяет властью исцелять прокаженных также и Своих учеников).

О нищем в притче Иисуса о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31) сказано, что Лазарь лежал в «струпьях», которые лизали псы. Хотя в самом тексте ничего об этом не говорится, в предании уточняется, что он болел проказой. Этим объясняются средневековое название лепрозориев – «лазареты», представление о Лазаре из Вифании как о прокаженном (его часто отождествляют с персонажем из притчи в Евангелии от Луки) и использование в английском языке производного от слова Лазарь прилагательного «lazarushian» применительно к состоянию прокаженного (как кожа Гунга-Дина у Киплинга).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, КОЖА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle