Кожа
(Skin)
В Библии слово «кожа» относится к внешней оболочке тела в отличие от «плоти». Из более шестидесяти упоминаний о коже в Библии около двух третей встречаются в Книге Левит, а следующая большая группа приходится на Книгу Иова. Кожа преимущественно связывается с бренностью и уязвимостью человека, болезнями и физическими страданиями. Кожа подвержена болезням и тлению.
Внимание к коже в Книге Левит объясняется рассмотрением вопроса о кожных заболеваниях, в первую очередь, проказы. В образе выражается прежде всего страх, поскольку перечень кожных заболеваний вызывает в воображении подстерегающую человека потенциальную угрозу и физические неудобства, связанные с описанными симптомами и необходимостью покорно предстать перед священником, следящим за исполнением законов гигиены в общине. В Книге Иова это ассоциативная связь усиливается картинами физических страданий, когда мы входим в мир, где «кожа моя лопает и гноится» (Иов.7:5), где болезнь человека может «съесть члены тела его» (Иов.18:13) и где у страдальца «кости... прилипли к коже» (Иов.19:20). Здесь подразумевается, что жизненные силы Иова упали настолько, что кости стали слабее кожи. Слова «и я остался только с кожею около зубов моих» (Иов.19:20) тоже указывают на его отчаянное положение, поскольку кожа около зубов – это, разумеется, ничто. Не более привлекательным выглядят образы и в других местах, где читаем об изможденной коже (Плч.3:4) или об угнетателях, сдирающих кожу со своих жертв (Мих.3:2–3).
Следует отметить некоторые исключения из основного потока образов кожи. Коже как образу быстротечности противоречит Иер.13:23, где читаем, что ефиоплянин не может переменить свою кожу или барс свои пятна и что человек, привыкший делать злое, не может делать доброе. Единственным подлинно положительным образом кожи служит сияющая кожа Моисея при сошествии с горы Синай (Исх.34:29–34) – яркий образ святого или божественного в Библии. Разумеется, вся эта негативная направленность смягчается беспрестанным напоминанием Писания о том, что наши тела сотворены Богом и что они «хороши».
Картина приобретает более положительные оттенки, когда речь идет о коже животных, начиная с факта, что Бог сделал «одежды кожаные» Адаму и Еве после проклятия в результате грехопадения (Быт.3:21). В отрицательном смысле козлиная кожа, которой Ревекка обложила руки и шею Иакова (Быт.27:16), служит образом обмана. Но наибольшее число упоминаний о коже животных имеет отношение к материалам, из которых были сделаны окрашенные покрывала скинии. Здесь кожа становится образом богатства и красочности.
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, КОСТИ; ПРОКАЖЕННЫЙ, ПРОКАЗА; ТЕЛО; ТЛЕНИЕ.