Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ковчег Завета

(Ark of the Covenant)

Ковчег завета представлял собой деревянный ящик, покрытый золотом и снабженный кольцами, в которые вставлялись шесты для переноски. Он был сделан из дорогого дерева ситтим, золото тоже было, естественно, драгоценным металлом. Размеры ковчега не были, однако, впечатляющими: всего примерно три и три четверти фута (около 1,1 м) в длину и два с четвертью фута (около 0,7 м) в ширину и высоту (Исх.25:10–22).

Ковчег служил просто хранилищем святых предметов. Разные наименования ковчега, «ковчег завета» (напр., Нав.3:11) и «ковчег откровения» (напр., Исх.25:16) {«положен в ковчег откровение»}, отражали факт, что в нем находились каменные скрижали с десятью заповедями (Втор.10:1–5). Другими примечательными вещами, хранившимися в ковчеге, были сосуд с манной из пустыни и расцветший жезл Аарона (Евр.9:4–5; см. ЖЕЗЛ ААРОНА).

Несмотря на небольшие размеры, это вместилище в виде ящика было одним из наиболее мощных образов Божьего присутствия в ранний ветхозаветный период. Ковчег был сделан из тех же материалов (дерево ситтим и чистое золото), которые использовались при возведении скинии, символического Божьего дома на земле. Ковчег был неотъемлемой частью скинии и располагался в святилище (Исх.40:3). В скинии ковчег ассоциировался с престолом или с его подножием (4Цар.19:15). Над ковчегом помещались два херувима с распростертыми крыльями и потупленным взглядом. Бог виделся сидящим на их крыльях. Ковчег символизировал само Божье присутствие на земле.

Учитывая небольшие его размеры, ковчег можно было переносить с помощью шестов. Таким образом, в истории раннего Израиля ковчег выполнял две важные функции. Во время странствия по пустыне, когда народ Божий находился в постоянном движении, скиния была разборной, и при ее перемещении впереди несли ковчег, символизировавший Божье водительство колен, направлявшихся к земле обетованной (Чис.10:35–36). Эта роль ковчега тесно связана со второй его функцией. Ковчег часто брали с собой на битву с вражескими войсками. Он указывал на присутствие в рядах израильской армии Небесного Воителя. Хорошо известная битва при Иерихоне – один из наиболее ярких примеров того, как ковчег символизировал Божье присутствие и Его силу среди воинов Израиля (Нав.6).

В более поздней израильской литературе о ковчеге упоминается редко, на основании чего высказывается мнение, что ковчег был захвачен и уничтожен вскоре после царствования Соломона (возможно, во время нашествия Сусакима; ср. 3Цар.14:25–29). Однако о ковчеге дважды говорится в Новом Завете. В Евр.9:4–5 ковчег упоминается при описании ветхозаветных обрядов, нашедших наивысшее выражение в Иисусе Христе. Нужды в скинии или в ковчеге больше нет, поскольку Иисус Христос «обитает» с нами (Ин.1:14) и выражает само присутствие Бога. В Откр.11:15–19 показаны события, связанные с гласом седьмой трубы. Наступило время «судить мертвых» (Откр.11:18). В решающий момент появляется небесный храм Божий и вместе с ним ковчег завета, боевое знамя Божье. Это видение сопровождается картинами природных катаклизмов, связанных с выходом на сцену Небесного Воителя.

См. также: НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; СКИНИЯ.

Библиография:

C.L.Seow, «Ark of the Covenant», ABD 1:386–93;

M.H. Woudstra, The Ark of the Covenant from the Conquest to Kingship (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1965).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle