Жезл Аарона
(Aaron’s rod)
Жезл Аарона фигурирует почти исключительно в рассказе об исходе, где он предстает одним из основных образов и иногда отождествляется с жезлом Моисея и даже с жезлом Божьим (Исх.4:20; 17:9). В сознании евреев понимание значения жезла поддерживалось благодаря его хранению во Святом-святых в память о его чудесном цветении (Чис.17:10; Евр.9:4). В самой Библии не говорится, что собой представлял этот жезл или посох. Он мог быть либо пастушеским посохом, предназначенным для защиты овец, либо посохом путника, либо каким-то оружием. Прозаическая и банальная природа этого неопределенного предмета, возможно, в какой-то мере раскрывает его значение, подчеркивая по контрасту сверхъестественность силы, носителем которой жезл является в рассказе об исходе.
Конкретно с Аароном жезл впервые связывается во время первой встречи Моисея и Аарона с фараоном. В этом случае жезл продемонстрировал чудодейственную силу, когда Аарон бросил его на землю: он превратился в змея, а затем поглотил змей, вышедших из жезлов египетских волхвов (Исх.7:8–12). Позднее жезл совершил три из десяти казней египетских, обратив воду Нила в кровь (Исх.7:14–23), призвав жаб (Исх.8:1–5) и мошек (Исх.8:16–19).
Еще более впечатляющим выглядит цветение жезла. После бунта Корея, Дафана и Авирона против власти Моисея и Аарона Моисей собрал жезлы у начальников всех двенадцати колен, а также жезл Аарона для колена Левия. Согласно библейскому рассказу, «на другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис.17:8). Последнее упоминание о жезле связано с трагическими обстоятельствами, когда Моисей обрек себя на наказание, ударив по скале, вместо того чтобы заговорить с ней. Здесь мы читаем, что «взял Моисей жезл от лица Господа», по всей видимости, приравняв его к жезлу Аарона, хранившемуся во Святом-святых (Чис.20:9).
Какое же значение имеет в Библии жезл Аарона? На всем протяжении рассказа о нем он ассоциируется с чудодейственной силой, в особенности с силой преобразовывать физическую реальность. Будучи символом сверхъестественной силы, действующей при посредничестве человека, жезл связывается также с представлением о власти, как политической (он помогал вождям народа одерживать победы), так и священнической (его цветение совпало с установлением священства дома Аарона и колена Левия). Хотя этот обычный жезл отнюдь не был царским скипетром, тем не менее благодаря своей чудодейственной силе в нашем воображении он приравнивается к скипетру. Будучи связанным конкретно с Аароном (и, возможно, с Моисеем), этот жезл служит также показателем высокого положения Аарона и Моисея. Он напоминает нам магические талисманы, указывающие на уникальность положения таких героев античной литературы, как Одиссей и Эней. Кроме того, ассоциация жезла Аарона со Святым-святых придает ему сакральное значение, делает его видимым напоминанием святого присутствия Бога и Его силы. Наконец, возникновение жизни из неодушевленного предмета – архетип образа возрождения, подразумевающего переход от смерти к жизни.
См. также: ЖЕЗЛ, ПОСОХ; СКИПЕТР.