Кости
(Bone)
Евреи знали, что тело держится на костях и что в крепких костях заключена большая физическая сила (Иов.40:13). Строение скелета служило указателем для разделки жертвенных животных, кости которых разбивать было нельзя, и под костями иногда понимались отрубленные части тела (Суд.19:29 {«членам»}) или «куски» мяса (Иез.24:4). Однако в более чем сотне упоминаний о костях имеются в виду, прежде всего, не сами кости как таковые, а кости как выражение сущности человека, как вместилище физического (Иов.20:11; 30:17, 30), психологического (Иез.37:11), духовного (Притч.3:8) здоровья и даже самой жизни. Человек не может знать «путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной», это выше его понимания (Ек.11:5).
Другие случаи употребления еврейского слова кость, (ʾesem, дают дополнительное представление о диапазоне его значений. Оно может означать «сущность» или «естество», как, например, в словосочетании (буквальный перевод) «кость небес», то есть «самое небо» (Исх.24:10) или в распространенном идиоматическом выражении «в кости этого дня», то есть «в тот же самый день» (напр., Быт.7:13). Пользуясь этим образным оборотом, люди говорят о своих костях, имея в виду сокровенные стороны своей жизни, саму сущность своего «я». Чувство боли в костях служит выражением глубоких страданий (напр., Иов.30:17; Пс.6:3) и связывается с непрощенным грехом и Божьим судом (напр., Пс.31:3; 37:4; 50:10; Плч.1:13; 3:4).
В словах Адама о Еве как о «кости от костей моих и плоти от плоти моей» (Быт.2:23) выражается осознание факта, что, в отличие от животных, которым он дал имена, эта новая личность по своей глубинной сути является им самим. В Ветхом Завете слова «кость и плоть» (напр., Суд.9:2; 2Цар.5:1; Иов.2:5; Лк.24:39) имеют тот же смысл, что и современное выражение «плоть и кровь», когда речь идет о родственниках.
В рассказе о том, как безжизненное тело ожило и встало на ноги, коснувшись костей Елисея, подчеркиваются значение и сила, связанные с костями (4Цар.13:21; ср. 3Цар.13:31). В костях, разлагающихся после смерти в последнюю очередь, сохраняется сущность человеческой личности. Кости – это останки (Ам.6:10; Быт.50:25; Исх.13:19), символизирующие судьбу, постигшую человека. Кости нечестивых «сыплются... в челюсти преисподней» (Пс.140:7). В поэтических описаниях кости часто изображаются как то, что остается от Божьего народа (Пс.21:15; 30:11; 101:4; Плч.1:13; Авв. 3:16). Показанному Иезекиилем полю сухих костей, как и народу (Иер.50:17; Мих.3:2–3), не хватает только Божьего Духа, чтобы вернуться к жизни (Иез.37). Уничтожить кости значит лишить всякой надежды на восстановление (Иез.37:11). Раздробленные кости символизируют полное разрушение (Чис.24:8; Ис.38:13; Дан.6:24). В уставе о пасхе запрещалось разбивать кости жертвенного агнца, чтобы сохранялась его внутренняя сущность (Исх.12:46; Чис. 9:12). Иоанн, представляя Христа как совершенного Агнца Божьего (Ин.19:33–36), отмечает, что во исполнение ветхозаветного пророчества (Пс.33:21) кости Его не были сокрушены.
К костям как к последним сохраняющимся частям человеческого тела следовало относиться с уважением (Сир. 49:12; 1Мак. 13:25). Сожжение костей имело серьезные последствия (Иез.24:10; Ам.2:1). Иосиф заранее позаботился, чтобы его кости вернулись в обетованную землю (Быт.50:25; Исх.13:19; Евр.11:22). Непогребенные кости считались знаком особого бесчестия (2Цар.21:1–15), позором, служившим обычной темой насмешек на поле битвы (1Цар.17:44; 3Цар.14:11; 16:4; 21:24), и свидетельствовали о Божьем суде (Пс.52:6; Иер.8:1–3).
В результате прикосновения к человеческим костям или к могилам, где они были похоронены, человек становился обрядово нечистым (напр., Чис. 19:16), поэтому гробницы следовало окрашивать в белый цвет, чтобы от них держались в стороне (Мф.23:27). Непогребенные кости оскверняли землю (Иез.39:15). Соприкосновение с человеческими костями лишало жертвенник освящения (3Цар.13:2; 4Цар.23:14–20; Иез.6:5).
См. также: ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ; СМЕРТЬ; ТЕЛО.