Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Краеугольный камень

(Cornerstone)

Краеугольный камень – первый и основополагающий камень, на котором в древности возводилось все строение. В библейском словаре, связанном со строительством, нет более выразительного образа, чем краеугольный камень, представляющий собой основание всей постройки, условие, от которого зависит ее структурное единство. Уже в перечислении Божьих творческих дел в Иов.38:6 голос Господа из бури вопросил: «Кто положил краеугольный камень?».

Доминирующее положение в библейской символике занимает мессианское значение этого образа. В первом его появлении выражается одобрение действий царя Израиля: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс.117:22). Хотя точный смысл этого отрывка не вполне ясен, в Таргуме (арамейском пересказе Ветхого Завета) заслуга явно приписывается царю: «Молодой человек, покинутый строителями, принадлежал к сынам Иессея и по достоинству получил царство и владычество». Считается, что это относится к Давиду (ср. Таргум на Пс.117:23–26).

Указывающая на Давида интерпретация в Таргуме помогает, возможно, понять, почему Иисус использовал этот отрывок в притче о виноградарях (Мк.12:1–12). По аналогии с отвержением злыми виноградарями (правящими священниками) сына (Иисуса) хозяина виноградника (Бога), «камень» (Иисус, истинный Царь Израиля), отвергнутый «строителями» (правящими священниками), станет краеугольным камнем (основанием восстановленного Божьего народа) и основанием нового сообщества веры (ср. Деян.4:10–11; 1Пет.2:4–5). Суть заключается в понимании «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20) метафорического храма, состоящего из верующих.

Дополнительный смысл образ краеугольного камня приобретает в ссылках Исаии на «скалу соблазна» и «камень основания» (Ис.8:14; 28:16). В сочетании этих стихов Исаии и упомянутого выше Пс.117:22 (ср. 1Пет.2:4–10) находят выражение понимание веры ранней церковью и ее зарождавшаяся христология: для верующего Иисус Христос – испытанный, драгоценный и утвержденный камень основания, а для неверующего – камень преткновения.

См. также: КАМЕНЬ; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ; ХРАМ.

Библиография:

F.F.Bruce, «New Wine in Old Wine Skins: III.The Corner Stone», ExpT 84 (1972–1973) 231–235;

J. D. M. Derrett, «The Stone That the Builders Rejected» //Studia Evangelica IV, ed. F. L. Cross (TU 102; Berlin: Akademie, 1968) 180–186.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle