Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Погребение, похороны

(Burial, funeral)

В библейских рассказах показан обычай хоронить представителей следующих друг за другом поколений в одной семейной гробнице, которая устраивалась либо в естественной, либо в вырубленной в скале пещере. Так, в патриархальный период Сарра (Быт.23:19), Авраам (Быт.25:9), Исаак, Ревекка и Лия (Быт.49:31) и Иаков (Быт.50:13) были похоронены в пещере Махпела к востоку от Хеврона. В некоторых случаях, когда человек умирал далеко от семейной гробницы, его были вынуждены хоронить отдельно, например, Девору похоронили подле Вефиля под дубом (Быт.35:8), а Рахиль – на дороге в Ефрафу (Быт.35:19–20; см. ВИФЛЕЕМ), где был поставлен памятник.

Во время траура обычно рвали на себе одежду и одевались во вретище (Быт.37:34–35), посыпали голову пеплом, валялись в пыли, плакали и стенали (2Цар.1:11–12; 13:31; 14:2; Ис.3:23; 22:12; Иер.7:29; Иез.7:18; Иоил.1:8; Ам.8:10; Мих.1:16; о плаче моряков из Тира, филистимлян и моавитян см. Иез.27:30–32; Иер.47:5; Ис.15:2–3; Иер.48:37), а период траура мог продолжаться до семи дней (Быт.50:10).

В исключительных случаях, связанных со смертью Иакова и Иосифа в Египте, их тела были забальзамированы, а тело Иосифа положено в египетский гроб (Быт.50:2–3, 26). Использовавшийся в Египте процесс мумификации требовал удаления внутренних органов для раздельного сохранения и обработки тела солью для удаления влаги. Затем тело полностью заворачивалось в пропитанное льняное полотно. В Быт.50:3 читаем, что бальзамирование Иакова заняло сорок дней и египтяне оплакивали его семьдесят дней.

Моисеев закон требовал быстрого захоронения, в том числе повешенных преступников (Втор.21:22–23). Прикосновение к мертвому телу, а также сам траурный ритуал приводили к обрядовому осквернению. Как уже упоминалось, помимо плача, во время траура люди также рвали на себе одежду и распускали волосы. Но в Израиле как священникам (Лев.21:5), так и народу (Лев.19:27–28; Втор.14:1) было запрещено делать надрезы на теле, подстригать края бороды и совершать какие-то другие увечья или изменения в своем внешнем виде. Эти и другие обычаи, такие как употребление в пищу приношений во время траура или предложения их для мертвого, были хананейскими обрядами и строго запрещались. Во Второзаконии мы видим четкие ограничения, связанные с трауром, – захваченная в плен женщина имела право оплакивать своих родителей в течение одного месяца, и лишь после этого ее можно было брать в жены (Втор.21:11–13), а вожди Израиля Аарон (Чис.20:28–29; Втор.10:6) и Моисей (Втор.34:5–8) удостоились каждый по тридцати дней траура.

Определенное представление о существовавших в Израиле обычаях дает рассказ о погребении Авенира (2Цар.3:31–39). Характерным было, по-видимому, шествие за гробом к месту захоронения (2Цар.3:31). После вступления Израиля в землю обетованную людей начали хоронить преимущественно в наследственных владениях предков в семейных гробницах (Гедеон, Суд.8:32; Самсон, Суд.16:31; Асаил, 2Цар.2:32; Ахитофел, 2Цар.17:23; Саул, 2Цар.21:12–14). Самуил (1Цар.25:1, ср. 1Цар.28:3) и Иоав (3Цар.2:34) были похоронены каждый в своем «доме», но под этим подразумевается, по-видимому, семейная гробница. Этот обычай согласуется с представлением, что умерший почиет со своими предками (дословно «отцами»; напр., 3Цар.1:21; 2:10; 11:43).

В существовавших в библейские времена культурных условиях неподобающее погребение было большим позором (3Цар.13:22; Иер.16:6). Археологические раскопки показывают, что захоронения располагались обычно за пределами города или поселения. Есть археологические свидетельства о существовании семейных склепов, представлявших собой вырубленую в скальной породе комнату (комнаты) неправильной формы со скамейками, в которую проникали через короткий покатый туннель, закрывавшийся вытесанным под размеры входа камнем. Но Исаия высказывает резкие слова осуждения в адрес начальника дворца Севны, высекавшего себе «гробницу на возвышенности» и вырубавшего «в скале жилище себе» (Ис.22:16). В израильских гробницах находят гончарные изделия и другие предметы, но они не отличаются таким изяществом, как вещи, которыми снабжали мертвых хананеи. Тем не менее хананейская религия и погребальные обряды представляли собой угрозу для истинного поклонения Яхве в Израиле. В Ис.57:7–13 говорится о нечестивцах, устраивающих гробницы на высотах и занимающихся идолопоклонством. В Израиле, как и повсюду в античные времена, иногда возводились памятники в честь усопших (ср. Быт.35:20; 2Цар.18:18; 4Цар.23:17; ср. Ис.56:5). Простых людей хоронили гораздо скромнее, на общем кладбище под Иерусалимом (4Цар.23:6; Иер.26:23), и так же, несомненно, поступали в других городах.

В соответствии с общим церемониальным тоном изображения еврейской истории, погребения описываются весьма подробно. Но, в отличие от современных ритуалов, они сводились, в основном, к захоронению тела. В Писании содержатся рассказы о погребении царей и других правителей Израиля, что подчеркивает значение истории израильского народа как Божьей семьи. В число тех, чьи похороны запечатлены в Писании, входят Иаков (Быт.50); Надав и Авиуд (Лев.10:4–7); Аарон (Чис.20:22–29); Моисей (Втор.34); Иисус Навин и Иосиф (Нав.24); царь Гая (Нав.8:29); Гедеон (Суд.8:32); Самсон (Суд.16:31); Илий (1Цар.4:14–18); Самуил (1Цар.25:1); Саул (1Цар.31:10–13); Асаил (2Цар.2:32); Авенир (2Цар.3:31–39); Давид (3Цар.2:10–12; 1Пар.29:26–28); Соломон (3Цар.11:41–43); Иеровоам и Ровоам (3Цар.14:19–20, 31); Аса (3Цар.15:23–24); Ахав (3Цар.22:37–40); Охозия (4Цар.9:27–28); Ииуй (4Цар.10:34–35); Иоас (4Цар.12:19–21); Иосия (4Цар.23:30) и Иисус (Мф.27:57–60; Мк.15:42–46; Лк.23:50–56; Ин.19:38–42).

Казненного преступника, бунтаря или врага не следовало хоронить с надлежащими почестями, и в некоторых случаях (Ахан, Нав.7:26; Авессалом, 2Цар.18:17; царь Гая и пять аморрейских царей, Нав.8:29; 10:27) могила отмечалась лишь грудой камней. Кремацию евреи не практиковали, но в крайних случаях, например, когда тела Саула и его сыновей с позором повесили на стене Беф-сана, трупы могли сжигать и затем хоронить в гробнице предков (1Цар.31:12–13; ср. Ам.6:10).

На смерть известных людей иногда слагались поэтические песни плача. Так, Давид оплакивал Саула и Ионафана (2Цар.1:17–27), а Иеремия вместе с другими – Иосию (2Пар.35:25). Иногда использовались профессиональные плакальщицы (ср. Иер.9:17; Ам.5:16). В Иеремии мы видим, что пост скорбящих заканчивается после похорон трапезой (Иер.16:7; ср. Ос.9:4). Погребение иудейских царей сопровождалось иногда сжиганием большого количества приношений в их честь (2Пар.16:14; 21:19–20; Иер.34:5).

В Новом Завете мы тоже видим несколько сцен похорон и скорби. В доме Иаира смерть его дочери оплакивала целая толпа скорбящих (Мк.5:38; Мф.9:23), находившихся в большом смятении и, по-видимому, бивших себя в грудь от отчаяния (как в Лк.18:13; 23:48). Похороны Стефана тоже сопровождались глубокой скорбью (Деян.8:2). Иаир после смерти дочери нанял даже свирельщиков (Мф.9:23), по-видимому, для проведения официальной панихиды.

В некоторых рассказах дается представление о подготовке тела к погребению. Тавифу (Серну), которую воскресил Петр, омыли и положили в горнице (Деян.9:37). Ноги и руки Лазаря и Иисуса обвили пеленами, пропитанными ароматическими составами, а голову повязали платком (Ин.11:44; 20:6–7). Еврейские погребальные обычаи нашли отражение в помазании ног и головы Иисуса в Вифании (Мк.14:3–9; Ин.11:2; 12:7), но когда женщина пришла к гробу, чтобы помазать Иисуса, ее планы не осуществились (Мк.16:1; Лк.23:56).

Обычай захоронения в земле или в скале находится в соответствии с образом «нисхождения» в могилу (Пс.21:30; 27:1; 29:4, 10; 87:5; 113:25; 142:7), в бездну (Пс.87:7), в преисподнюю (Пс.62:10; 87:7) или даже в место заточения (Пс.87:9). Это царство уныния и мрака, куда не проникает солнечный свет (Пс.87:7; 142:3), царство тишины (Пс.93:17; 113:25). С погребением ассоциируются также образ тления, ибо умерший возвращается в прах, из которого вышел (Пс.89:4; 103:29; Быт.3:19).

См. также: МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; СМЕРТЬ; ТРАУР, ПЛАЧ.

Библиография:

Е. Bloch-Smith and R.Hachlili, «Burials», AAD 1:785–94.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle