Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вифлеем

(Bethlehem)

Вифлеем Завулонов (Нав.19:15), родной город судьи Есевона (Суд.12:8, 10), не играет важной роли в Библии, а вот Вифлеем Иудейский (ср. Суд.17:7), расположенный всего в нескольких милях к юго-юго-западу от Иерусалима привлекает внимание по нескольким причинам. Согласно Быт.35:16–20 и Быт.48:7, неподалеку от него была похоронена Рахиль. Именно на этом основании в Мф.2:17–18 стих Иер.31:15 («Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет») связывается с избиением младенцев Иродом, даже несмотря на то, что в Иер.31:15 назван не Вифлеем, а Рама.

С этим маленьким городком связана трагедия, описанная в Суд.19, когда наложница из Вифлеема была изнасилована и убита вениамитянами, что послужило причиной войны Израиля против колена Вениамина. Гораздо позднее в Езд.2:21 и Неем.7:26 упоминается о возвращении жителей Вифлеема из вавилонского плена, а в Иер.41:17 – об израильтянах, бежавших от вавилонского царя в Египет и остановившихся возле Вифлеема.

Но Вифлеем известен не только как место, где регулярно происходили трагические и печальные события, это также город царя Давида, «то место, откуда был Давид» (Ин.7:42; ср. 1Цар.17:12, 58). Давид пас овец в окрестностях Вифлеема (1Цар.17:15). Там он столкнулся с отрядом филистимлян (1Пар.11:15–19). И именно там Самуил помазал его на царство (1Цар.16:1–13). Давид был потомком Руфи и Вооза, поэтому в рассказе о Руфи большое значение имеет упоминание о Вифлееме (Руф.1:1–2). Название «Вифлеем» буквально означает «дом хлеба», и в картинах колосящихся полей, занимающих видное место в книге Руфи, подчеркивается уместность такого названия. Кроме того, связь Давида с Вифлеемом проясняет смысл пророчества в Мих.5:2, в котором предсказывается появление Владыки из семени Давидова и из Вифлеема (ср. Ин.7:42).

В евангелиях от Матфея и от Луки показано, что трагические и царственные традиции Вифлеема нашли выражение в мессианском Сыне Давидовом, родившемся в Вифлееме в соответствии с пророчеством в Мих.5:2 (Мф.2:1–6; Лк.2:4). Но Его появление было воспринято враждебно: Ирод приказал истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста. Вифлеем вновь стал свидетелем насильственной смерти.

В Мих.5:2 Вифлеем назван «малым между тысячами Иудиными», однако в Мф.2:6 автор, цитируя этот отрывок, пишет, что Вифлеем «ничем не меньше воеводств Иудиных». Независимо от того, правильно или нет Матфей выразил смысл оригинала, внесенное им изменение в любом случае означает, что появление Мессии на свет в Вифлееме придало величие этому городу. Здесь, как и в других местах, подчеркивается мысль, что последний становится первым.

См. также: ВЕНИАМИН; ДАВИД.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle