Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Виссон, лен

(Linen)

Слово виссон встречается в Библии около сотни раз, примерно в 80 процентах случаев в Ветхом Завете. Виссон – это одежда из льняной ткани, известная, главным образом, своей прочностью, ощущением прохлады, которое она дает, и своим глянцевым видом. В ней сочетаются красота и практичность. Ткани из льна и шерсти производились в самой Палестине и использовались не только зажиточными, но и простыми людьми. Почти во всех библейских упоминаниях о виссоне он напрямую связывается с людьми или народами, обладающими богатством и властью, со священниками и с Самим Богом. Во всех этих трех случаях между Ветхим и Новым Заветами есть ясные и недвусмысленные аналогии.

Ассоциативная связь виссона с земными почестями и властью проявляется во многих местах Ветхого Завета, в которых он соотносится с царями и процветающими народами. Фараон в Египте и Артаксеркс в Персии одели соответственно Иосифа и Мардохея в виссонные одежды за большие услуги, оказанные короне (Быт.41:42; Есф.8:15). Добродетельная женщина в Притч.31 носила и продавала виссон. Иезекииль пишет о сожалении Бога, что Он одел Иерусалим в виссон и шелк (Иез.16:10–13), и о том, что отличительным знаком Тира были паруса кораблей из «узорчатых полотен из Египта» (Иез.27:7). В Новом Завете богатый, но проклятый Богом человек одевался в виссон, подобно Вавилону (Лк.16:19; Откр.18:12, 16). Таким образом, виссон в Библии – «одежда власти», однозначный признак земного успеха людей и народов в Древнем мире.

В Ветхом Завете содержится около тридцати упоминаний о виссоне как части одежды священника от кидара до нижнего платья (Исх.28–29; Лев.16). Новозаветный аналог представлен во всех четырех евангелиях полностью – и даже подчеркнуто – соответствующим этому: именно виссонными пеленами Иосиф из Аримафеи обвил тело Христа для погребения. В Евр.7 и Евр.8 приведены богословские обоснования такого определения Христа как совершенного и постоянного Первосвященника человечества.

Наконец, ветхозаветные образы, связывающие виссон с Самим Богом, начинаются с многочисленных ссылок на скинию, временную обитель Бога среди Его странствующего народа (Исх.25:8). Покрывала, использовавшиеся в скинии (а позднее в храме Соломона), были из виссона или «крученого виссона». Виссон украшал Божью обитель на земле, но в него одеваются и жители неба, вечной обители Бога. Мы видим это в апокалиптических видениях в Иез.10:1–7, в Книге Даниила («И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим во веки», Дан.12:7) и в Откровении («И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых», Откр.19:8; ср. Откр.15:6; 19:14 [обратите внимание на повторяющиеся слова «чистый и светлый», в которых, по-видимому, подразумевается чистота обряда посвящения]).

В заключение можно сказать, что в библейском образе виссона подразумевается занимаемое положение. В случае с людьми виссон символизирует власть, богатство, почет и успех. Когда речь идет о Боге, в виссоне отражается Его святость, приобретенная Христом и для людей, в которую церковь должна облачиться при соединении со Христом, чтобы вечно пребывать в Его славе.

См. также: ОДЕЖДА; ШЕРСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle