Вирсавия
(Bathsheba)
Среди всех жен Давида наибольшей известностью пользуется Вирсавия. Это довольно удивительно, поскольку ее роль выражается главным образом в пассивном поведении и во взаимоотношениях с мужьями, сыном и пасынком, а не в ярких чертах характера или каких-то действиях. По всей видимости, наиболее выдающимся ее качеством была красота. С ней также связано падение Давида, когда он увидел ее с крыши дворца, возжелал ее, позвал ее и воспользовался своим правом господина. (Вполне возможно, что она соблазнила его; из текста не ясно, почему она купалась в месте, где он мог увидеть ее.) Вирсавия забеременела. Ее муж хеттеянин Урия, благородный и храбрый воин, поплатился жизнью за минутную слабость Давида. Такая же участь постигла и ее ребенка. Впоследствии Вирсавия родила Соломона, наследника престола Давида.
Два более поздних эпизода с участием Вирсавии показаны в 3Царств. Когда сын Давида Адония попытался захватить престол стареющего Давида, Вирсавия приняла меры, чтобы престол достался Соломону. Затем по странной иронии судьбы она согласилась использовать материнское влияние на Соломона и передала ему просьбу Адонии отдать ему в жены личную служанку Давида Ависагу. Из рассказа не ясно, почему Вирсавия решила помочь Адонии. Возможно, ее обманули, или же она хотела проверить свою власть над Соломоном. (Или, быть может, она была уверена, что Соломон наверняка казнит своего противника Адонию из-за столь незаконной просьбы.) Дело закончилось смертью Адонии, и больше упоминаний о Вирсавии не встречается.
В Библии в целом Вирсавия представляется, пожалуй, самым выразительным персонажем, играющим роль объекта, а не субъекта. Она была «запретным плодом», перед которым не смог устоять Давид: красивой женщиной, женой другого человека, символом лености и слабости Давида, оставшегося дома «в то время, когда выходят цари в походы» (2Цар.11:1). Как и запретный плод в Едемском саду, Вирсавия стала олицетворением суда – ее брак с Давидом вылился в серию смертей, насильственных действий и унижений в его семье (о чем было предсказано во 2Цар.12:10–12). Ее внутренние мотивации нигде не показаны, поэтому читателю остается принимать ее такой, какая она есть, со всей ее неопределенностью, и только догадываться, была ли она соблазнительницей, жертвой или кем-то еще между этими двумя крайностями.
См. также: ДАВИД; ЖЕНЩИНА; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.