Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Одежда

(Garments)

Образы одежды имеют в Библии важное значение. Она служила показателем материального, экономического, общественного, нравственного или духовного положения. В образах облачения человека в одежду и лишения ее обычно выражался более глубокий символический смысл. Кроме того, одежда выполняла различные функции: она защищала человека, маскировала его, служила показателем его положения или же символизировала его нравственное и духовное состояние. Определенное значение имеет также факт, что одежда изнашивается.

Облаченным в одежду изображается не только человек, но и Бог. Образы одежды встречаются в описаниях как повседневных дел, так и исполнения религиозных обрядов. Диапазон образов простирается от трогательной заботы матери Самуила, которая делала ему «верхнюю одежду малую... и приносила ему ежегодно», пока он рос (1Цар.2:19), до блистательного свадебного одеяния на царской свадьбе (Пс.44:14–15), и от грубого вретища, носимого при трауре, до неземных ослепительных одеяний Ангелов и преображенного Христа. Буквальный и переносный смысл пересекаются в практически каждом образе. Не будет преувеличением сказать, что на примере образов одежды можно проследить развитие всего библейского богословия и истории спасения.

Материальное значение. Образы одежды не оставляют сомнений, что библейский мир жил в значительной степени в экономических условиях с ограниченными средствами к существованию. Одежда доставалась с трудом и потому была особенно ценной. Муж, взявший вторую жену, не должен был сокращать носильное платье первой (Исх.21:10). Израильтянин, взявший в залог одежду своего ближнего, должен был вернуть ее ему до захода солнца, поскольку, быть может, «она есть единственный покров у него» (Исх.22:26–27). В данном им обете Иаков назвал хлеб и одежду предметами первой необходимости в жизни человека (Быт.28:20; ср. 1Тим.6:8, где христиане призываются довольствоваться пропитанием и одеждой). Наивысшее выражение нужды – ночевать «нагими... без покрова и без одеяния на стуже» или «ходить нагими, без одеяния» (Иов.24:7, 10). Поскольку в таких экономических условиях одежда представляла большую ценность, что лишение одежды (Притч.25:20), ее обветшание (Пс.101:27; Ис.51:6, 8; Евр.1:11) или поедание молью (Иов.13:28; Ис.50:9; 51:8) становились образом ужаса.

Учитывая ценность одежды, не удивительно значение, которое придавалось захвату ее в качестве добычи (Исх.3:22; 12:35; Нав.22:8; Суд.8:26; 1Цар.27:9; 4Цар.7:8; 2Пар.20:25). Когда Самсону понадобились тридцать перемен одежды, чтобы оплатить проигранное им пари, он предпринял грабительскую экспедицию и снял одежду со своих жертв (Суд.14:19). У богатых людей одежда служила выражением образа изобилия (3Цар.10:5; 2Пар.9:4; Зах.14:14). Аналогичное значение имела передача одежды в качестве подарка (Быт.24:53; Суд.17:10; 3Цар.10:25; 4Цар.5:5, 23, 26; 2Пар.9:24). Богатые одежды были показателем и источником экономической силы производившего их народа (Иез.27:24).

В качестве предмета первой необходимости одежда, следуя логическому расширению объема понятия, становится образом Божьего обеспечения. Одежда (наряду с пищей) – одна из сфер человеческой жизни, о которой Иисус в Своей речи об избавлении от тревог запретил заботиться (Мф.6:25–30; Лк.12:23–28). В течение сорока лет странствия по пустыне Божье обеспечение израильтян проявилось отчасти в факте, что их одежды не изнашивались (Втор.8:4; 29:5; Неем.9:21). Одним из первых выражений Божьей заботы о людях после грехопадения стало то, что «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт.3:21). Дальнейшее развитие образ получил в картине богато украшенной одежды как знака особого Божьего благословения народа (Иез.16:13; ср. Ис.23:18, где прочная одежда показана образом обильного обеспечения «живущих пред лицом Господа»).

Одеяние Бога и природа. В Библии природа представлена частью Божьего одеяния – Бог «одевается светом, как ризою» (Пс.103:2). Образы одежды сочетаются также со схематической символикой (словами для отображения определенных свойств), чтобы сделать атрибуты Бога более яркими. Например, Бог «облечен славою и величием» (Пс.103:1). Он также «облекся в ризу мщения» (Ис.59:17; ср. Ис.63:2–3) и показан «величественным в Своей одежде, выступающим в полноте силы Своей» (Ис.63:1).

В поэтических образах в виде одежды предстают различные силы природы. Так, облака изображаются одеждой моря (Иов.38:9), море, в свою очередь, покрывает бездну, «как одеянием» (Пс.103:6), а Бог облекает небеса мраком (Ис.50:3). О Боге говорится, что Он одевает траву (Мф.6:30; Лк.12:28). Всемогущество Бога над силами природы выражается в образе завязывания воды в одежду (Притч.30:4). Быстротечность жизни природы тоже показывается на образах одежды: силы природы, «как риза, обветшают», и Бог переменит их, «как одежду» (Пс.101:27; см. также Ис.50:9; 51:6, 8; Евр.1:12). Непроницаемая кожа левиафана подобна верхней одежде, которую человек снять не в состоянии (Иов.41:5).

Праздничные одежды. Заметную роль играют образы праздничной одежды. Нарядные белые одеяния символизировали торжественную обстановку. Используя древние образы празднеств, автор Екклесиаста наставляет жить не напрасно: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Ек.9:8). В одном из пророчеств о грядущем спасении Исаия призывает Сион облечься «в одежды величия твоего» (Ис.52:1).

В каждой культуре есть определенные ритуалы «облачения» по особым случаям, и в Библии мы тоже видим такие примеры. В ночь перед помолвкой Руфь умылась, помазалась и надела свои лучшие одежды, чтобы произвести впечатление на Вооза, когда тот работал на гумне (Руф.3:3). Привлекательные одежды возлюбленной – один из образов романтической любви (Песн.4:11), и дополнением к одежде служат драгоценные украшения (Песн.1:9–10; 4:9). Важнейшим событием, требовавшим облачения в нарядные одежды, была свадьба (Пс.44:14–15; см. слова в притче Иисуса о значении соответствующего брачного одеяния [Мф.22:11–12]).

Образы траура и страданий. Тогда как праздничная одежда относится к комедийным по сути своей ситуациям со счастливым финалом, их трагедийный аналог связан с трауром и горестями. Читаем, например, о «темничных одеждах» (4Цар.25:29; Иер.52:33), «одежде вдовства» (Быт.38:14, 19), «пленнической одежде» (Втор.21:13) и «печальной одежде» (2Цар.14:2). Возложение на себя вретища служило выражением покаяния или скорби (Быт.37:34; Есф.4:1; Пс.68:12; Ис.37:1). Прокаженные ходили в разодранной одежде, предупреждавшей окружающих об их болезни (Лев.13:45).

Еще один важный мотив связан с ритуальным выражением уныния или гнева, который человек не может сдерживать. Одним из ярких показателей цельности эмоционального состояния древних евреев служат места, где говорится, что люди носят определенного рода одежду в знак переживания сильных чувств. Приведем всего три примера: Рувим разодрал свои одежды, когда, вернувшись ко рву, не нашел там Иосифа (Быт.37:29), Ездра разорвал одежду, узнав о смешанных браках израильтян (Езд.9:3), царь Езекия разодрал одежды, получив письмо с угрозами от ассирийского царя (Ис.37:1). Прочитав свыше трех десятков рассказов о людях, разрывающих свои одежды, мы можем разделить их на четыре основные категории: выражение печали или скорби об утрате чего-то или кого-то, сожаления о совершенном грехе и покаяния в нем, страха или тревоги и гнева или отчаяния.

Облачение в одежду и снятие ее. Другой важный мотив – облачение в определенную одежду и снятие ее. Конкретное значение облачения человека в одежду зависит от того, о какой именно одежде идет речь. Когда священник снимает обычную одежду и надевает льняную для выполнения религиозных обязанностей, это означает посвящение его духовным делам (Исх.29:1–9; 40:12–15; Лев.6:11; 16:1–4). Когда он снимает священническую одежду, это означает прекращение богослужения и возвращение к обычным делам (Лев.16:23–24; Иез.44:19). В пророчестве о суде снятие одежды приобретает смысл уязвимости и позора (Ис.47:2). Надев царские одежды, чтобы предстать перед двором в царском дворце, Есфирь тем самым заявила о своих правах царицы (Есф.5:1; ср. Деян.12:21). Неоднократные упоминания о возложении на себя вретища показывают, что человек совершает ритуал покаяния или траура.

В своей крайней форме образ лишения одежды выражается в сугубо негативной картине раздевания, в которой подразумевается подчинение более могущественному человеку или армии. Именно о таком унижении идет речь при изображении советников и священников, уведенных в плен обнаженными (NIV Иов.12:17 {«в необдуманность»}; Иов.12:19 {«лишает достоинстсва»}; ср. Иов.19:9). Когда с царей снимаются одежды, это означает, что они потерпели поражение (Ис.45:1). Раздетые тела на поле боя – часть картины захвата добычи (1Цар.31:8; 2Цар.23:10; 1Пар.10:8). Перед смертью Аарона с него сняли одежды и облекли в них его сына (Чис.20:26–28).

Буквальные образы облачения в одежду и удаления ее легко приобретают метафорическое значение духовного состояния. Читаем, в частности, о необходимости «отвергнуть дела тьмы» (Рим.13:12) и «совлечься ветхого человека» (Кол.3:9; см. также Еф.4:22). С другой стороны, подводя итог своей жизни, Иов заявил: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло» (Иов.29:14). В пророческом видении Исаии Иерусалим призывается «облечься в одежды величия твоего» (Ис.52:1), а о Боге сказано, что Он «возложил на Себя правду» (Ис.59:17). Павел наставляет верующих «облечься в нового [человека]» (Кол.3:10). А в будущей жизни верующим надлежит «облечься в нетление» (1Кор.15:53).

Нравственная сторона образа одежды. В библейских образах одежды находит выражение несколько нравственных тем. Как противоядие склонности женщин к излишествам в одежде и неоправданному вниманию к внешним украшениям в двух новозаветных посланиях им рекомендуется скромность в облачении (1Тим.2:9; 1Пет.3:3). Иаков пишет о недопустимости преимущественного внимания к людям, которые могут позволить себе «богатые одежды», в ущерб тем, кто находится в неблагоприятном материальном положении и одевается бедно (Иак.2:2–4). Павел относит к числу своих нравственных достоинств тот факт, что он не пожелал ни от кого «ни серебра, ни золота, ни одежды» (Деян.20:33).

В других местах предоставление одежды нуждающимся показывается критерием нравственного сострадания и проявления милосердия. В рассказе Иисуса о судном дне облачение в одежду нагого, наряду с заботой о больном, посещением заключенного в темнице и принятием странника, относится к категории дел, обеспечивающих вхождение на небо (Мф.25:36–43; ср. Иез.18:7, 16). В торжественной клятве непорочности Иова, в числе прочих дел, Иов упоминает, что он не позволял погибнуть человеку «без одежды и бедному без покрова» (Иов.31:19). После смерти Серны дань, отданная ее делам милосердия, выразилась в одежде, которую она шила для вдов (Деян.9:39). Забота об одежде для бедных проявляется и в Моисеевом законе (Втор.24:12,17), в котором отражается забота Бога (Втор.10:18). С другой стороны, лишение бедного одежды изображается отвратительным грехом (Иов.22:6; Ам.2:8).

Одежда как средство обмана. Образы одежды не всегда играют в Библии однозначно положительную роль. Свойства покрывала делают ее образом теплоты и защиты, но те же самые свойства могут также делать ее образом маскировки с целью обмана. Мы видим, например, образы лжепророков, приходящих в овечьей одежде, но внутри представляющих собой хищных волков (Мф.7:15), или Иакова, надевшего одежду Исава, чтобы обмануть слепого отца и получить благословение (Быт.27:15, 27). Хитрый левша Аод спрятал сделанный им меч под одеждой с неожиданной правой стороны и тем самым избежал разоблачения (Суд.3:16). Жена Давида Мелхола обманула слуг своего отца, накрыв козью кожу одеждой Давида (1Цар.19:13), а Саул переоделся, чтобы не быть узнанным во время посещения волшебницы в Аэндоре (1Цар.28:8). Самую большую хитрость совершили гаваонитяне, добившиеся заключения союза с Израилем обманным путем, – они надели поношенную одежду и заявили, что пришли из далекий страны (Нав.9:5, 13).

Ветхозаветный обрядовый закон. Важную роль одежда играет и в Моисеевом законе, где она приобретает обрядовое значение. Об облачении священника в особые одежды уже упоминалось. Наибольшее число ссылок на эту тему (30) связано с омовением одежды как мерой санитарной предосторожности или символом очищения. В запрете одеваться в одежду из разного рода тканей имелось в виду освящение или сохранение чистоты (Лев.19:19; Втор.22:11). Запрещалось также мужчине носить женскую одежду и наоборот (Втор.22:5).

Неземные одежды. Сияющие белые одежды – одна из основных отличительных черт неземных или небесных существ. Здесь мы видим смесь обычного и необычного или выход чего-то обычного за пределы земной сферы. Самый известный пример – преображение Иисуса, когда Его одежды «сделались белыми как свет» (Мф.17:2; Мк.9:3; Лк.9:29). Одеяние «Ветхого днями» на престоле в апокалиптическом видении Даниила также «было бело, как снег» (Дан.7:9). Ангелы тоже одеты в «блистающие» (Лк.24:4), «светлые» (Деян.10:30) или «белые как снег» (Мф.28:3) одежды. Ветхозаветные священнические одежды богослужений выглядят лишь немного менее неземными по сравнению с одеяниями сверхъестественных существ (Исх.28). А искупленные святые на небе облачены в великолепные белые одежды (Откр.3:4–5; 4:4; 7:9, 13; 15:6; 19:14).

Христос и одежда. Многие из упомянутых выше мотивов соединяются в жизни Христа. Рождение Его нагим и пеленание в использовавшиеся в то время ткани свидетельствуют о Его человечности. Сострадание и чудодейственная сила Иисуса запечатлеваются (как щелчком фотокамеры) в момент, когда женщина, много лет страдавшая кровотечением, мгновенно исцелилась, прикоснувшись к краю одежды Иисуса (Мф.9:20–22; Мк.5:25–34; Лк.8:43–48; ср. Мк.6:56). Образы одежды присутствуют в сценах Крестных мук Христа, когда Иисуса раздели и в насмешку возложили на Него царскую багряницу (Мф.27:28–31; Мк.15:17–20; Ин.19:2–3), когда воины делили Его одежды (Мф.27:35; Мк.15:24; Лк.23:34; Ин.19:24) и когда Его спеленали в погребальные одеяния. Прославленный Иисус появляется на небе, опять же, в великолепных неземных одеждах (Откр.1:13).

История спасения. На примерах образов одежды можно также проследить основные этапы истории спасения. Впервые в Библии образ одежды проявится в факте ее отсутствия – нагота Адама и Евы свидетельствовала об их изначальной невинности и свободе (Быт.2:25). После грехопадения одежда становится символом потребности человека прикрыть свой стыд. Использование смоковных листьев, с помощью которых Адам и Ева попробовали скрыть свой позор, было жалкой и бесплодной попыткой справиться с чувством вины человеческими силами (Быт.3:7). После грехопадения только Бог смог предоставить людям нужную им одежду (Быт.3:21).

После первых глав Бытия одежда становится образом как греховности, так и искупления. Что касается греха, читаем, например, о самонадеянных нечестивцах, дерзость которых одевает их, «как наряд» (Пс.72:6), и о вероломных, одежду которых покрывает насилие (Мал.2:16 {«обида»}). Иеремия пишет о священниках, оскверненных кровью до такой степени, что «невозможно было прикоснуться к одеждам их», когда они бродили по улицам (Плч.4:14). Иезекииль использует образ одежды для изображения отступничества Израиля: «И взяла из одежд твоих и сделала себе разноцветные высоты и блудодействовала на них» (Иез.16:16).

С другой стороны, образы одежды используются при описании спасения: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис.61:10), а также облек в «славную одежду» (Ис.61:3). Божью любовь к Израилю Иезекииль изображает с помощью символики свадебной одежды: «И простер Я воскрилия риз Моих на тебя и покрыл наготу твою, и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею» (Иез.16:8). В обращении к Лаодикийской церкви Христос показывает спасение в образе «белой одежды» (Откр.3:18).

В классическом отрывке, связанном с образом одежды, показано Божье прощение греха великого иерея Иисуса (Зах.3:1–5). Иисус, которого обвинял сатана, стоял пред Ангелом Господним в «запятнанных одеждах», и тут он услышал, что Ангел повелел присутствовавшим поменять его запятнанные одежды на «одежды торжественные». В этом действии находит символическое выражение вся история спасения. Ведь Ангел объяснил, что это служит знамением грядущих событий, которые будут совершены «рабом Моим, ОТРАСЛЬЮ» (Зах.3:8). Наиболее полного выражения это искупление достигнет на небе, где верующие в качестве невесты Христовой «омоют одежды свои и убелят одежды свои кровию Агнца» (Откр.7:14). Сама церковь предстает «приготовленной как невеста, украшенной для мужа своего» (Откр.21:2).

Заключение: образы одежды в истории Иосифа. Многие библейские темы, связанные с одеждой, находят выражение в истории Иосифа (Быт.37–45), где этот образ появляется на каждом поворотном пункте рассказа. Будучи любимым сыном Иакова, Иосиф носил разноцветные одежды, символизировавшие его преимущественное положение в глазах отца (Быт.37:3). Когда братья Иосифа сняли с него одежду, это стало показателем лишения Иосифа преимущественного положения и начала страданий (Быт.37:23). Рувим разодрал свои одежды в знак скорби, когда нашел ров пустым (Быт.37:29), а братья представили одежду Иосифа отцу, чтобы убедить его в смерти сына (Быт.37:31–33). Одежда Иосифа, оставшаяся в руках соблазнительницы, могла служить свидетельством его высоких моральных качеств (Быт.39:12), но жена Потифара воспользовалась ею в качестве вещественного доказательства своего обмана (Быт.39:12–18). В полном согласии с существующим практически в каждой культуре обычаем приспосабливать одежду к определенному событию, мы видим небольшую реалистическую деталь: Иосиф остригся и переоделся, прежде чем выйти из темницы и предстать перед фараоном (Быт.41:14). А возвышение Иосифа от положения заключенного до статуса второго по силе лица в стране сопровождалось облачением его в «виссонные одежды» (Быт.41:42). В праздничной сцене раскрытия Иосифом своей личности братьям он подарил каждому из братьев «перемену одежд», а Вениамину «пять перемен одежд» (Быт.45:22).

См. также: ВИССОН, ЛЕН; ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ; НАГОТА; СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ; ТРАУР, ПЛАЧ; ШЕЛК; ШЕРСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle