Нагота
(Naked, nakedness)
С наготой в Библии связывается множество разных образов. В их число среди прочего входят изначальная невинность, беззащитность и уязвимость, унижение и позор, вина и суд, половая нечистота и эксплуатация. Эти различные нюансы следует внимательно различать в каждом библейском контексте, хотя они могут до определенной степени совпадать.
Самый положительный образ наготы в Библии – самый первый из них, когда мы читаем об Адаме и Еве, что в саду они «были оба наги... и не стыдились» (Быт.2:25). Это сугубо положительный образ, связанный с первоначальной безгреховностью, свободой, райской простотой и половой близостью в браке. В этом ярком стихе сразу же выражается контраст между изначальным состоянием рода человеческого и последующим, между райской простотой и цивилизованной усложненностью, между откровенностью и закрытостью, между детской невинностью и стыдом взрослых демонстрировать интимные части своего тела.
Ясный пример метафорического использования образа наготы в смысле уязвимости мы видим в Быт.42:9, где Иосиф обвинил братьев, что они пришли в Египет высматривать «наготу земли сей». Аналогичная мысль о ненамеренной раскрытости выражена в Евр.4:13, где сказано, что все «обнажено» пред очами всевидящего Бога.
Еще одним примером, в котором имеется в виду уязвимость и незащищенность, служит нагота как указание на нехватку чего-то (напр., в притче об овцах и козлах слово «наг» переведено в NIV как «без одежды»). Тяжелая эксплуатация бедных показана в Иов.22:6, где, вероятно, имеются в виду как буквальный, так и метафорический смысл: «Ты брал залоги от братьев твоих ни за что, и с полунагих снимал одежду». Демонстративное лишение одежды в знак унижения мы видим во 2Цар.10:4, где царь аммонитян Аннон отпустил посланцев Давида с оголенными ягодицами. С военнопленных обычно срывали одежду и уводили их нагими и босыми (см. Ис.20:2–4). Вопреки всем художественным изображениям, Иисус почти наверняка был распят римлянами как преступник нагим.
Образ наготы как унижения приводит нас к рассмотрению комплексного вопроса стыда, вины и наказания. Это возвращает нас к первой чете в Едемском саду, где до грехопадения Адам и Ева «были оба наги... и не стыдились» (Быт.2:25). Но как только человеческое неповиновение и самоуверенность подняли свои уродливые головы, возобладали чувства стыда, вины и неловкости. После жалких попыток Адама и Евы прикрыться самим (Быт.3:7), Бог сделал для них одежду (Быт.3:21). Отныне нагота казалась противоестественной. Одежда была Божьим милостивым ответом на человеческий бунт. Тем самым отсутствие одежды стало метафорой испытания человеком Божьего суда. Это можно видеть в самом буквальном смысле в случае наказания за блудодейство, когда подол поднимается на лицо блудодейки (см. Иер.13:26).
Незаконные половые сношения связываются в Библии с наготой множество раз (хотя должно быть совершенно ясно, что в Быт.3 чувство стыда от наготы после грехопадения не имеет ничего общего с половыми отношениями). В Иез.16:36 говорится, что «раскрываема была нагота твоя пред любовниками твоими». Запрещенные половые связи изображаются как «раскрытие наготы»; например, в Авв.2:15 речь идет о пьяных оргиях, в которых человека намеренно опаивают, чтобы похотливо подглядывать за его срамотой.
В Новом Завете совершенно определенно указывается, что метафорическая нагота – нежелательное состояние и что искупление означает облачение в одежду Божьего спасения. В Откр.3:18 говорится о необходимости прикрыть позор наготы белой одеждой, купленной у воскресшего Господа. Апостол Павел, говоря об эсхатологической надежде воскресения тела, пишет о желании не оказаться нагим, но быть одетым в небесном жилище, которое предоставляет Бог (2Кор.5:1–5).
Иов сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов.1:21). Нет более щемящего образа крайней человеческой уязвимости и необходимости одеться в этой жизни и в грядущей.
См. также: ВИНА; НЕВИННОСТЬ, НЕПОРОЧНОСТЬ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; СТЫД, СРАМ, ПОЗОР; ТЕЛО.