Награда
(Reward)
Образ награды неразрывно связан с библейской верой, согласно которой благочестивая жизнь никогда не рассматривается как жизнь, недостойная награды. Начиная с обещания Бога Аврааму, что «награда твоя весьма велика» (Быт.15:1), и кончая заявлением Христа в последней главе Библии: «Гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Откр.22:12), – в Библии выражается уверенность, что Бог вознаграждает праведных. Это не значит, что награда основывается на заслугах; она основывается на Божьей благодати. Фактически, читая Библию, приходишь к безрадостному убеждению, что «возмездие», заслуженное человечеством за грех, заключается в смерти (Рим.6:23). Вот почему в Писании уделяется такое серьезное внимание теме спасения. Тем не менее награда связывается в Библии с образом жизни людей и состоянием их души.
Используемые в Библии для обозначения награды еврейские и греческие слова основываются на понятиях уплаты, найма или заработной платы. Подразумевается соответствие вознаграждения выполненной или невыполненной работе. Эта связь нарушается только однажды – в притче Иисуса о работниках в винограднике, получивших плату, в которой не учитывалось затраченное ими время (Мф.20:1–16), – дабы подчеркнуть, что в Божьем Царстве действуют иные ценностные категории, основанные на Божьей благодати, а не на человеческих заслугах.
В Писании образ награды представлен как плод и следствие благой и праведной жизни, раскрывающий верность Божьим заповедям или основанной на внутреннем знании благости и природы Бога, если речь идет о людях, не имевших возможности соприкоснуться с записанным Божьим Словом (Рим.1:19–20; 2:6–8). Самая ясная разделительная полоса проходит в Библии между земными и небесными наградами, физическими и духовными наградами, а также ветхозаветной и новозаветной концепциями награды.
Ветхозаветное видение: земные награды. Хорошим введением в ветхозаветную концепцию награды служит портрет благочестивого человека в Пс.1. В результате поведения, не допускающего совершения злых дел и основывающегося на послушании Божьему закону, такой человек преуспевает «во всем, что он ни делает» (Пс.1:3). В аналогичном образе награды человек, ведущий святую жизнь, «не поколеблется во век» (Пс.14:5). В другом панегирике боящиеся Господа показаны наследниками, стоящими твердо на земле, обильными и богатыми, уверенными в будущем и вознесенными во славе (Пс.111). Дети – тоже награда от Бога (Пс.126:3).
Такой же подход выражается в ветхозаветной литературе мудрости. «Сеющему правду – награда верная» (Притч.11:18), – говорит мудрец. Или: «Воздаяние человеку – по делам рук его» (Притч.12:14), и «кто боится заповеди, тому воздается» (Притч.13:13). «Праведникам воздается добром» (Притч.13:21), и «за смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притч.22:4). Кульминацией акростиха, прославляющего добродетельную жену в Притч.31, служит пожелание, чтобы она получила награду: «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притч.31:31).
Следовательно, повсеместно выражающийся в Ветхом Завете взгляд заключается в следующем: Бог вознаграждает праведных (живущих по закону и духовно чистых) благами жизни – семьей, домом, средствами к существованию, честью, благоденствием, успехом (как в Пс.17:21). Это видение благой жизни как награды от Бога проявляется уже в самом раннем исповедании веры в Библии – во Втор.11:13–21, где наградой за соблюдение Божьих заповедей объявляются благословения дождем, урожаем и богатой жатвой (зерно, вино, елей, трава, плоды). Аналогичный список благословений за послушание Богу представлен во Втор.28:1–14.
Эту концепцию благой жизни не следует считать лишенной духовного содержания, поскольку в этой картине присутствует Бог. Обещанная Аврааму награда включает в себя Самого Бога (Быт.15:1). Кроме того, награды земного благоденствия никогда не отделяются от средства их достижения, а именно благочестия. Моисей напомнил израильтянам, что они завоюют обетованную землю не благодаря своей праведности, а благодаря верности Бога завету (Втор.9:4–5). Тем не менее, несмотря на требование благочестия как необходимого условия награды, ветхозаветный образ награды с упором на земное резко отличается от эсхатологической и духовной позиции в Новом Завете.
Ветхозаветные рассказы о награде. Тема награды присутствует и в повествовательных частях, а не только в законе и поэзии Ветхого Завета. Начнем с того, что в редком библейском рассказе не выражается принцип идеальной справедливости – вознаграждение добродетели и наказание порока. Основополагающей предпосылкой служит победа справедливости, и (если воспользоваться показательным суждением Аристотеля) нравственные запросы читателя получают удовлетворение только в том случае, когда торжествует справедливость. Так, вера Авраама и Сарры в Божий завет была вознаграждена рождением обещанного сына. Добродетельность Иосифа была вознаграждена его возвышением в Египте. К такой же награде привел отказ Давида лишить Саула жизни. Даже когда образ награды не выражается в торжестве идеальной справедливости, мотив все равно присутствует, и подразумевается прямая и земная награда.
Наряду с выражением принципа идеальной справедливости, в некоторых рассказах теме вознаграждения придается такое значение, что их можно назвать «рассказами о награде». Один из них – история Руфи. Вооз привлекает внимание к этой теме, когда на первой встрече с Руфью выражает пожелание: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа» (Руф.2:12). Вооз сам становится орудием, посредством которого эта награда приходит к Руфи, когда женится на ней как родственник-искупитель. Книга Иова – тоже рассказ о награде. Изначальное благочестие Иова и дальнейшее подчинение Божьему провидению в жизни привели к восстановлению и удвоению его состояния в конце книги. В других ветхозаветных рассказах такие образцы мужества, как Есфирь, Моисей и Даниил, вознаграждались за богоугодный риск, которому они подвергали себя. Страдающий Раб в Ис.53 получил за принесенную жертву награду, выраженную в категориях военных трофеев, – Он разделил часть между великими и добычу с сильными (Ис.53:12).
Новозаветное видение: награды в грядущем Царстве. Мотив награды сохраняется в Новом Завете, но приобретает новые отличительные черты. Наилучшее представление о новом видении дают знаменитые заповеди блаженств Иисуса (Мф.5:1–12; Лк.6:20–26). В этой характеристике идеального ученика Иисус благословляет людей за те же качества духовной жизни, которые превозносятся и в Ветхом Завете. Но акцент в обосновательной части каждого блаженства («ибо...») носит сугубо потусторонний и даже эсхатологический отпечаток. Наградами становятся обладание Царством Небесным, утешение и милость Бога, возможность увидеть Бога и называться сынами Божьими. И даже когда символика выглядит земной (наследие земли), на самом деле, по всей видимости, речь идет о наступлении тысячелетнего царства или о новом творении.
Символика духовной и небесной награды подкрепляется и в других заявлениях Иисуса. Иисус побуждает людей проявлять благочестие таким образом, чтобы они могли получить «награду от Отца вашего Небесного» (Мф.6:1; см. также Мф.6:6, 18). Иисус рассказывает притчи, в которых персонажи получают такие духовные награды, как возвращение домой оправданным, вхождение в радость Господа или перенесение на лоно Авраамово. А в речи на Елеонской горе (Мф.24–25) основной наградой служит вхождение в Царство Небесное и наследие «Царства, уготованного вам от создания мира» (Мф.25:34).
Утешение и движущая сила терпения. В соответствии с общей новозаветной направленностью, обещанные награды служат не столько стимулом благочестивой жизни ради земного благополучия (как в Ветхом Завете), сколько побудительной причиной терпения в вере во времена испытаний. Перспектива невидимой небесной награды предлагается как утешение и ободрение, чтобы сохранять надежду и не впадать в уныние. Лейтмотивом служит Послание к евреям, обращенное к людям, подвергающимся опасности отойти от веры в трудные времена: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр.10:35). Верующие призываются «проходить предлежащее нам поприще» по примеру Христа, Который претерпел крест и в итоге обрел радость воссесть «одесную престола Божия» (Евр.12:1–3). Та же мысль находит выражение в письмах к семи церквам в Откр.2–3, каждое из которых заканчивается обещанием небесной награды верующим, твердо стоящим в вере в условиях гонений и отступничества.
В новозаветных образах небесной награды подчеркивается ее трансцендентная неизменность. Из мира спортивных соревнований выводится образ нетленного венца победы (1Кор.9:25). Излюбленный образ связывается с царским достоинством – читаем о «венце правды» (2Тим.4:8), «венце жизни» (Иак.1:12; Откр.2:10) и «венце славы» (1Пет.5:4). Кроме того, в Послании к евреям небесная награда изображается как покой после трудов, предназначенный для тех, кто не отпал за непокорность (Евр.4:9–11).
Условия получения награды весьма строгие. Речь идет не просто о надлежащем внешнем поведении и соблюдении буквы закона (Мф.5–7). В Библии особое внимание уделяется внутренним качествам, в частности мудрости (Дан.12:3), смирению (Мф.10:42), благоразумному распоряжению средствами (Мф.25:25), щедрости (Лк.6:35) и добродетельной жизни (Рим.2:10; 1Кор.3:8; Кол.3:23–25).
См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВЕНЕЦ; ИДЕАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ; НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ, УДЕЛ; НЕБО; ПЛАТА; СЛАВА; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.