Идеальная справедливость
(Poetic justice)
Идеальная справедливость заключается в вознаграждении добродетели и наказании порока. Выражение идеальной справедливости – одна из наиболее характерных черт заключительной части рассказа. По сути с ее помощью авторы демонстрируют свои нравственные убеждения или свою систему верований. Когда персонаж в конце рассказа вознаграждается за свое поведение в жизненных ситуациях, логично сделать вывод, что такое поведение получает одобрение как добродетельное. Прямо противоположное относится к персонажам или поступкам, которые в конце рассказа «проигрывают» или осуждаются.
Классификация библейских историй, в которых выражается идеальная справедливость, выходит за рамки этой статьи, однако важно помнить, что почти каждый библейский рассказ заканчивается авторской оценкой, не только указывающей на добродетель и порок, но и выражающей веру в Божью справедливость как основополагающий принцип реальности, который в конечном счете так или иначе проявится (и часто проявляется в земной и человеческой жизни). Принцип идеальной справедливости кратко изложен Богом в рассказе о Каине: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт.4:7).
Идеальная справедливость как литературная условность. Идеальная справедливость естественным образом связана с библейским рассказом. В некоторых разделах рассказа об Иакове демонстрируются негативные стороны идеальной справедливости. Сначала Иаков воспользовался в своих целях непреодолимым желанием брата поесть (Быт.25:29–34), а затем украл у брата благословение и обманул отца (Быт.27:1–40). Однако потом, в эпизоде с подменой невесты (Быт.29:15–30), против Иакова его же оружие применил родственник, использовавший готовность Рахили и обманувший его. Хитреца перехитрили, Иаков был наказан за совершенный им обман – справедливость была восстановлена.
Вторым примером служит рассказ о сыне Иакова Иосифе и его братьях, в котором идеальная справедливость выражается на нескольких уровнях. Иосиф оставался добродетельным в ходе его искушений и страданий в Египте и был вознагражден стремительным взлетом к власти при дворе фараона. Хотя в связи с предполагаемой смертью Иосифа Иаков страдал не по заслугам, тем не менее он был в определенной мере наказан за пристрастное отношение к Иосифу как к любимчику. Обращением Иосифа со своими братьями те, в свою очередь, были наказаны за совершенное в его отношении зло.
В Книге Есфирь тоже присутствуют элементы идеальной справедливости, которые проявляются по ходу развития событий и выражаются помимо прочего в том факте, что замышлявшие погубить евреев сами подвергаются уничтожению. Самого ироничного наказания удостоился Аман. За свое крайнее высокомерие Аман был вынужден провести своего врага Мардохея с почестями по улицам, поскольку сам предназначил это человеку, которого хочет отличить царь. Затем Амана, безгранично ненавидевшего Мардохея, повесили на том самом дереве, которое он приготовил в предвкушении падения своего врага.
Рассказы о героях невозможны без выражения идеальной справедливости как движущей силы повествования, поскольку сама его цель заключается в прославлении главного персонажа и (как часть этого побудительного мотива) в демонстрации наград, которые получают добродетельный персонаж и его дела. Так, Ной был вознагражден за свое благочестие спасением от потопа. Авраам получил награду за веру и послушание. Руфь отважилась проявить верность своей свекрови и посвятить себя еврейской вере и была вознаграждена любовью, браком и семьей. В конце Книги Иова все его состояние было восстановлено после того, как он покаялся во враждебном отношении к Богу, а его самодовольные друзья были обличены Богом. Гедеон ответил на Божий призыв стать освободителем и преуспел как военачальник.
Ветхозаветная история. Выражение идеальной справедливости в более широком плане можно увидеть в ветхозаветной истории народа Израиля. Повторяющийся цикл состоял из этапов благоденствия, отступничества, подчинения враждебному народу, покаяния и освобождения. Вожди, подобные Моисею и Самуилу, ставили народ перед выбором, перечисляя грядущие благословения в результате соблюдения завета и проклятия в результате непослушания (Втор.28; 1Цар.12). Основанием служил принцип идеальной справедливости – вознаграждение за добродетельное поведение и наказание за порочное поведение. Эта же тема служит фоном ветхозаветных пророческих книг. Наказание предсказывалось, исходя из факта невыполнения народом обязанностей завета. Главная тема выражалась в Божьем суде за неповиновение. В связи с этим народ призывался «искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых; – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами» (Ам.5:14), то есть подчеркивался принцип вознаграждения за праведное поведение.
Идеальная справедливость в псалмах и притчах. Идеальная справедливость выражается также в псалмах и притчах. Псалмы жалобы (самая многочисленная категория псалмов) исходят из предпосылки, что существует добро и зло и что Бог защищает дело правых. В Пс.72 повторяется мысль: хотя самонадеянные нечестивцы какое-то время процветают, Бог ставит их на «скользкие пути» и они «погибают от ужасов» (Пс.72:18–19), а также утверждается, что «благ Бог... к чистым сердцем!» (Пс.72:1). Лейтмотив задается с самого начала в Пс.1: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6).
Та же мысль выражается во многих ветхозаветных притчах, в которых предполагается причинно-следственная связь между поведением человека и его последствиями. «Добрый разум доставляет приятность; путь же беззаконных жесток» (Притч.13:15). Или: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда» (Притч.21:28). С одной стороны: «Кто надеется на Господа, тот блажен» (Притч.16:20). С другой стороны: «Далек Господь от нечестивых» (Притч.15:29). Это лишь вы-бранные наугад примеры образа, пронизывающего все притчи в Библии.
Идеальная справедливость в спасительной истории. Библейский рассказ в целом представляет собой выражение идеальной справедливости, основанной на предпосылке конечной победы добра над злом. Искупление предоставляется не за заслуги, а по благодати, тем не менее те, кто будет царствовать со Христом, изображаются в Библии как получившие награду за свою веру и преданность Богу. Даниил рисует картину конечного воскресения, когда мертвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди» (Дан.12:2–3). Свою речь на Елеонской горе Иисус тоже закончил видением принятия в Божье вечное Царство тех, кто сострадательно служил людям, и осуждения на ад равнодушных («пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» [Мф. 25:46]). Книга Откровение завершает Библию на ноте высшей и вечной идеальной справедливости с победой добра и низвержением зла.
Концепция идеальной справедливости характерна для послания Павла, в котором сочетаются личная и вселенская справедливость. Павел изображает человечество и, следовательно, мир падшими и греховными, идущими по своему извращенному пути (Рим.1:18–32). Как следствие, в мире царят зло и страдания (Рим.5:12–21), которым подвергается и Павел, наряду с другими (напр., 2Кор.11:23–27; 2Тим.4:6–7). Более того, в этом мире силы зла проявляются повсеместно (2Сол.2:1–12). Но для Павла жизнь на земле – лишь часть истории. Зло и смерть действительно существуют, но Павел смотрит вперед, ожидая подавления зла и победы над ним Христа. На одном уровне это связывается с личным оправданием, примирением или освящением человека. На вселенском уровне Павел, используя апокалиптические образы, говорит о сдерживающей зло силе, которая действует уже сейчас до того времени, когда силы зла проявятся во всей своей полноте и наступит решающая битва. Конечную победу одержит Христос (обратите внимание, что в Рим.8:18–22 речь идет об искуплении сотворенного порядка; см. ТРИУМФ, ПОБЕДА), Который вручит Богу мир в состоянии идеальной справедливости (2Кор.15:20–28).
Заключение. Идеальная справедливость служит в Библии одновременно литературной условностью и выражением нравственно-богословского видения человеческой истории. Не следует преуменьшать значение идеальной справедливости в буквальном смысле по ходу рассказов. Широкое распространение таких повествовательных финалов не обязательно указывает на использование художественного приема. Род человеческий просто любит истории, которые заканчиваются «хорошо». Аристотель утверждал, что без такой завершающей рассказ морали наше нравственное чувство не получает удовлетворения. Разумеется, идеальная справедливость выражается не во всех библейских рассказах, но преобладание именно таких историй совершенно очевидно. Вместе с тем, идеальная справедливость в Библии – не только литературная условность. В ней также выражается нравственное и духовное видение мира, которого придерживается библейская вера. Литературный критик Джон Деннис в 1968 г. писал: «Идеальную справедливость можно было бы считать просто недоразумением, если бы она не была образом божественного». Созданные и управляемые Богом законы мироздания обеспечивают конечное вознаграждение добродетели и наказание порока. Таким образом, идеальную справедливость можно рассматривать как первостепенную тему всей Библии.
См. также: БИБЛИЯ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ; НАГРАДА; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; ПРОКЛЯТИЕ.