Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Игра

(Play)

Игры в Библии охватывают широкий диапазон человеческой деятельности, связанной в основном с приятным времяпровождением, искусством или занятиями спортом. Одна группа образов относится к игре на музыкальных инструментах (Быт.4:21; 1Цар.16:16–17, 23; 1Пар.15:16, 19–21; Пс.32:2; 143:9; Мф.11:17; Лк.7:32; 1Кор.14:7). К другой группе принадлежат образы исполнения определенной роли, как в драматическом представлении. В книгах пророков около двух дюжин упоминаний о «блудодействе», то есть об исполнении роли блудодейки. В еще одной категории образов подразумевается желание исполнить роль, для которой человек не подходит, как в случае с горожанами, издевавшимися над Лотом за то, что он хотел выступить в роли «судьи» (Быт.19:9). В других местах смысл выражается в том, что человек притворяется тем, кем он в действительности не является: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:24). Когда Давид изображал безумие, царь Анхус саркастически заметил: «Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною» (1Цар.21:15).

Другой мотив – спортивные игры, в том числе с участием детей. Голос из бури спросил Иова с явной иронией: «Станешь ли забавляться им [левиафаном], как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов.40:24; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). Бог изображает горы приносящими «пищу [бегемоту], и там все звери полевые играют» (Иов.40:15). В Пс.103 перечень Божьего обеспечения в природе включает заявление, что Бог создал левиафана, чтобы он «играл» в море (Пс.103:26). Игры на отдыхе могут также превращаться в языческие оргии, как в ретроспективном взгляде Павла на эпизод с золотым тельцом: «Народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор.10:7).

Самые положительные образы игр встречаются в Апокалиптических видениях грядущего тысячелетнего царства. Наиболее яркий среди них – изумительная уличная сцена в новом Иерусалиме, описанная у Захарии, когда старцы и старицы будут сидеть на улицах города, которые «наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах.8:4–5; см. также Иер.30:18–19; 31:4,13–14). В аналогичном видении мирного царства у Исаии «младенец будет играть над норою аспида» (Ис.11:8).

Если образ игры распространить на шутки, самым ярким библейским примером будет Иисус. Речи Иисуса и Его споры с противниками (и порой с друзьями) наполнены причудливыми и шутливыми образами. Одна из самых характерных риторических фигур в притчах и речах Иисуса выражается в использовании образов исполинского размера – комическом преувеличении с целью добиться согласия слушателей и попутно вызвать у них улыбку. Кроме того, Иисус часто прибегал к игре слов (напр., когда дал непостоянному Петру прозвище «Камень») и иронии (напр., когда спросил народ, каким он представлял себе сурового пустынника Иоанна Крестителя, хотел ли он увидеть в нем разодетого щеголя [Мф.11:7–8]).

См. также: ДОСУГ; ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА; МУЗЫКА; СПОРТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle