Музыка
(Music)
Запрет делать изображения (Исх.20:4) воспрепятствовал развитию в Израиле изобразительного искусства наподобие греческого, но музыка играла важнейшую роль в его жизни. С музыкой связывались все стороны его жизни и все этапы его истории. Музыка звучала, когда люди встречались и прощались друг с другом (Быт.31:27; Лк.15:25), когда они вступали в брак и когда их хоронили (Иер.7:34; 48:36), когда они уходили на войну и когда возвращались с нее (Суд.11:34; Ис.30:32). Библейский народ от мала до велика пел и играл на музыкальных инструментах (1Цар.16:18; Иов.30:31). На повседневном уровне мы видим романтические песни, трудовые песни и застольные песни (Песн.1:8–16; 2:14; Ис.21:11–12; 22:13; Иез.33:32). Музыкой и пением отмечались важнейшие события в жизни народа, такие как исход из Египта, завоевание ханаанской земли, возвращение ковчега, посвящение храма, восшествие на престол царя и возвращение из плена.
Израильтяне были превосходными музыкантами, лучшими, пожалуй, из всех своих современников, и ни в какой другой области это не проявлялось с такой яркостью, как в их совместном поклонении. Музыка и пение с самого начала занимали ведущее место в храмовом богослужении (2Цар.6:5,15; 3Цар.10:12; 1Пар.15:15–16), и эта традиция сохранилась, когда был построен второй храм (2Пар.29:25; 35:15; Неем.7:1; 12:27–43). Масштаб происходившего был впечатляющим (1Пар.15:19–21; 16:4–6, 39–42; 23:5; 2Пар.5:12–13; Езд.3:10–11). Использовались струнные, духовые и ударные инструменты. Число участников, необходимых для такой феерии, и всеохватывающая атмосфера радости и праздничного настроения прекрасно передаются во многих местах (напр., Пс.67:25–28; 149; 150). Все это рассматривалось как естественный или подобающий ответ Богу за то, что Он делает для Своего народа на общинном (Пс.146:1) или личном (Пс.12:6; 26:5–6; 70:20–23) уровне. Такое же значение музыке и пению придавалось и в ранней церкви (Деян.16:25; 1Кор.14:14–15, 26; Еф.5:19; Кол.3:16).
Музыка творения и природы. Тема музыки, связанной с творением, проявляется в Библии лишь косвенно или эпизодически. В выражениях, образах и рефренах первой главы Бытия содержатся намеки по крайней мере на поэтическую или даже на музыкальную сторону всего рассказа о сотворении (Быт.1:1–2:4). В Книге Иова тоже есть упоминание о поющих утренних звездах, ликующих вместе с ангелами при сотворении мира (Иов.38:7). Здесь пение становится образом торжества (ср. связь между музыкой и творением в «Племяннике мага» К. С. Льюиса, когда Аслан пением пробуждает творение к жизни). Псалмопевец поет «песнь новую», прославляющую искупительные деяния Бога, в которых «ликуют все дерева дубравные» (Пс.95:12).
Этот образ вновь появляется в апокалиптических видениях грядущей Божьей спасительной работы, когда «горы и холмы будут петь пред вами песнь» (Ис.55:12), – это, по-видимому, означает, что спасение распространяется и на творение. Стенания творения (Рим.8:23) обратятся в радостные мелодии всеобщего ликования, когда пажити, холмы и долины воспрянут в пении (Пс.64:13–14). В Пс.97 «веселиться и петь», когда Бог придет судить мир, призываются не только народы земли (Пс.97:4), но и море, реки и горы (Пс 97:7–8).
Песнь души. В других местах воспевать Бога в моменты нужды и получения благодати побуждаются отдельные верующие. Порой здесь имеется в виду буквальный смысл (Пс.26:6; 70:22–23). В таких случаях музыка связывается прежде всего с хвалой, сопровождающейся выражением радости. В псалмах дается более сотни предписаний использовать музыку для прославления Бога, и в 91 из 107 ссылок на музыку в псалмах указывается, что она предназначена для Бога (в том числе многочисленные упоминания о пении Господу). Не удивительно поэтому, что отказ от музыки стал для израильтян самым горьким выражением чувства опустошенности по пути в вавилонский плен: «На вербах посреди его повесили мы наши арфы... Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:2, 4). Этот отказ петь под насмешки мучителей, требовавших «пропойте нам из песней Сионских» (Пс.136:3), показывает, что отождествление музыки и прославления вызвало спонтанную и неудержимую эмоциональную реакцию, неподвластную внешним манипуляциям.
Помимо выражения хвалы и радости, музыка связывается с такими переживаниями, как утешение, благодарение и избавление. Когда все вокруг темно, псалмопевец сознает, что с ним песнь Господа как своего рода колыбельная, приносящая ему умиротворение (Пс.41:9). О Самом Боге говорится, что Он – песнь верующего (Исх.15:2 {«слава»}; Пс.117:14; Ис.12:2). В пении выражается также благодарность (Пс.25:7; 27:7) и признание избавления (Пс.50:16).
Яркий образ «новой песни» встречается в Библии девять раз (Пс.32:3; 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; 149:1; Ис.42:10; Откр.5:9; 14:3). Этот образ, в котором подразумевается противопоставление «старой» песне, служит выражением преобразованной жизни веры, динамичной, неуклонно меняющейся природы жизни в общении с Богом и постоянно обновляющейся милости Бога в жизни верующего.
Смысл практически всех библейских упоминаний о музыке положительный, но, вместе с тем, присутствует мотив, связывающий музыку с расстройством в человеческой душе. Амос обличает культуру, в которой музыка религиозных обрядов подменяет заботу о справедливости и праведности (Ам.5:23–24). Амос рисует также картину упадочного общества, где музыка становится частью самодовольного образа жизни, игнорирующего общественные беды (Ам.6:4–6). Аналогичную картину потворства своим желаниям, заменившего страх Господень, показывает Исаия (Ис.5:11–12). Фоном этих образов музыки как показателя упадка служат волнующие образы музыки (особенно в псалмах) как выражения сердечной преданности Богу.
Божья музыка. В некоторых местах Бог или Его Дух показаны источником мастерства, производящего музыку и пение, и музыка приобретает черты дара и вдохновения (1Пар.15:22; 25:7; 2Пар.34:12; Пс.32:3; ср. Исх.31:3, 6; 35:25; 36:1). Давид характеризовал себя как помазанного Богом певца Израиля (2Цар.23:1). Но в Библии и более конкретно говорится о Боге как о составителе песен и заложенной в них мудрости (3Цар.4:29, 32). В Пс.39:4 Давид заявляет, что Бог «вложил в уста мои новую песнь». Следовательно, в образе Бога мы видим не только Законодателя, но и Композитора (Втор.31:19). Он показан и в роли Исполнителя: Его сердце «стонет о Моаве как свирель» (Иер.48:36), и Он торжествует о Сионе «громким пением» (Соф.3:17 RSV).
Заключение. Подведением итога того, что такое музыка в библейском воображении, можно считать Книгу Откровение. Трубы служат ритуальной цели провозглашения наступления времени суда и искупления. Упоминания о гуслях придают картине небесной сферы потусторонний оттенок (Откр.5:8; 14:2; 15:2). Самый распространенный образ – пение святых на небе о своем искуплении и славе (Откр.5:12–13; 7:12; 11:17; 14:3; 15:3).
См. также: ГУСЛИ, ЦИТРЫ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПСАЛМЫ ХВАЛЫ; ТРУБА.