Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Псалмы хвалы

(Praise psalm)

Еще одну большую категорию псалмов составляют псалмы хвалы или славословия. Обычно это название относится к псалмам, в которых прославляется Бог (напр., Пс.8; 18; 32; 102; 103; 144–148). (Псалмы, прославляющие человека, подпадают под категорию царских псалмов, или панегириков.) Хвалить – значит оценивать достоинства кого-то или чего-то. Псалмы хвалы превозносят и прославляют Бога.

В Псалтири псалмы хвалы имеют определенную форму, состоящую из трех тематических частей. Псалом хвалы начинается с формального призыва к прославлению (напр., Пс.32:1–3). В нем может быть до трех элементов: призыв воспевать Господа, прославлять Его и радоваться; указание на человека или группу, к которым этот призыв обращен, и упоминание о способе хвалы (напр., пение, танцы, гусли, лира). В основном разделе перечисляются достойные хвалы дела и атрибуты Бога (напр., Пс.32:4–19). Менее часто встречается изображение Самого Бога (как в псалмах, изображающих Бога, приближающегося в виде бури, Пс.28). Заключительной частью псалмов хвалы служат молитва, пожелание или другие формулировки, завершающие псалом (Пс.32:20–22).

Основной раздел – это перечень достоинств, и о нем стоит сказать следующее. Коль скоро объектом хвалы служит Бог, образы обычно величественные и возвышенные. Бог прославляется как за Свои дела, так и за Свои атрибуты. В одних случаях превозносятся конкретные дела Бога, в других – свойственные Ему всемирные дела. Достойные хвалы Божьи дела совершаются, главным образом, в трех сферах: природа или творение, история и личная жизнь верующего. К числу характерных дел, за которые прославляется Бог, относятся провидение (в том числе сохранение физической жизни), Освобождение, спасение или искупление и суд. Иногда поэты прибегают к обобщениям, в других случаях приводят конкретные примеры. В одних псалмах Бог превозносится за личные благословения, а в других в центре внимания стоят общинные дела. Поскольку Божьи дела приводятся в качестве доказательства, что Бог достоин хвалы, повсеместно встречаются ссылки на события прошлого.

Наконец, наряду с тремя тематическими частями, определяющими содержание псалмов хвалы, можно отметить средства собственно хвалы. Одно из них – превознесение объекта хвалы. С этим связаны отстраненность автора от самого себя и стремление приблизиться к Богу. Поэтому, хотя псалмы хвалы переполнены эмоциями автора, мы как бы не видим его. Мы смотрим вместе с псалмопевцем на Бога. Хвала обычно возносилась на совместных собраниях, и об этом свидетельствуют псалмы хвалы. В них присутствует соответствующая двойная характерная черта – горизонтальное общение с собратьями-верующими и вертикальное общение с Богом.

См. также: ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ; ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ; ПСАЛМЫ ПОКЛОНЕНИЯ; ПСАЛТИРЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle