Труба
(Trumpet)
В Библии слово труба обычно обозначает бараний рог, из которого извлекали звуки. Но трубы Моисея, вероятно, были прямыми металлическими инструментами (Чис.10:10). Все они использовались для провозглашений и подачи сигналов.
Вероятно, библейские трубы не были в первую очередь музыкальными инструментами. Количество звуков, которые они могли издавать, было весьма ограниченным. Сомнительно, что эти трубы как-то настраивались, хотя во 2Пар.5:12 упоминается 120 труб, звучавших в унисон, а в одном из свитков Мертвого моря, известном как «Военный свиток» (1QM), сказано, трубы использовались для игры при поклонении. В любом случае, труба прежде всего славилась не музыкальностью, а громкостью звука; ее использовали в основном для объявлений (устрашающе громкий голос Господа у горы Синай был подобен звуку трубы; Исх.19–20). Ее символическая ценность заключалась в подчеркивании публичности события.
Наиболее часто трубы использовались на войне: они призывали на бой (Иов.39:24; Иер.4:19), давали сигнал к атаке (Суд.3:27; 6:34), сигнализировали о конце атаки (2Цар.2:28; 18:16; 20:22), предупреждали о нападении (Иер.6:1, 17; Иез.33:3–6; Ос.5:8; Иоил.2:1) или провозглашали победу (1Цар.13:3). Поэтому в Иер.4:21 звук трубы служит обозначением войны.
Трубы также привлекали общественное внимание к другим событиям: притязаниям на царскую власть (2Цар.15:10; 3Цар.1:34, 39; 4Цар.9:13), публичным отречениям (2Цар.20:1) или принесению клятв (2Пар.15:14). Они отмечали начало особых праздников (Пс.80:4; Иоил.2:15) и ликования (2Цар.6:15). Таким образом, труба была также инструментом гражданских обрядов.
Помимо этого, трубы использовались для определенных актов поклонения. Трубный звук возвещал о времени поклонения (Ис.27:13) и сопровождал публичные восхваления (1Пар.15:28; 2Пар.15:14; Пс.97:6; 150:3). Существовал даже особый праздник, который назывался праздником труб (Лев.23:23–25). Но основная функция трубы в поклонении связана с днем искупления. В трубу следовало дуть в йом киппур в юбилейный год для объявления об освобождении и возрождении (Лев.25:9). Позже в иудейском поклонении это стали делать на каждый йом киппур, что символизировало замену Исаака ягненком (Быт.22:13).
В Новом Завете трубы упоминаются в связи с публичными объявлениями или призывами. Павел замечает в 1Кор.14:8: «Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?». Иисус использует звук трубы как метафору показного благочестия в Мф.6:2. Вероятно, никто не дул в трубу буквально, когда давал милостыню, но некоторые люди отличались таким показным благочестием, что как будто бы делали это.
В Новом Завете труба используется как эсхатологический образ, она провозглашает пришествие Христа в день суда. Здесь, как представляется, сочетается несколько функций трубы: созыв, предупреждение, призыв к оружию и объявление о царе. В Мф.24:31 Ангелы посланы, чтобы собирать избранных «с трубою громогласною». Павел развивает этот образ, включая в него призыв мертвых к жизни (1Кор.15:52; 1Фес. 4:16). Труба показывает, что все эти события являются чрезвычайно и исключительно публичными. В Книге Откровение описана последовательность из семи труб, шесть из которых объявляют о начале разных несчастий и судов (духовных сражений), которые постигают землю. Седьмая, венчающая все труба (Откр.11:15) объявляет об окончательном воцарении Христа и Его вечной власти над миром (конец битвы и сигнал к возвращению войск).
В Откр.1:10–13 и Откр.4:1 сказано, что Некто, «подобный Сыну Человеческому» (Иисус) говорит голосом, похожим на звук трубы. Без сомнения, эти слова перекликаются с фактом, что Божий глас на горе Синай подобен трубе (Исх.19–20). Это одно из многих ветхозаветных описаний Яхве, употребленных по отношению к Иисусу в Книге Откровение.