Тук, тучность
(Fat, fatness)
В обществе, нетерпимо относящемся ко всему жирному и тучному, трудно представить себе, чтобы тучность ассоциировалась с чем-то еще, кроме лени, праздности и даже отвращения. Тем не менее мы видим, что в Писании тучность во многих случаях служит символом благоденствия, благословения, изобилия и щедрости.
Образы тука и тучности встречаются почти исключительно в Ветхом Завете, за исключением откормленного теленка в Лк.15 (где он явно служит символом щедрого угощения) и Рим.11:17 (где Павел говорит о прививке к маслине, чтобы приобщиться к ее «корню и туку» {«соку»}). В ветхозаветных образах тука и тучности можно выделить несколько разных оттенков. Но в рамках стоящей перед нами задачи мы просто разделим их на две основные категории: образы благосостояния, данного Богом и полученного неправедным путем.
Начнем с того, что тук и тучность неоднократно служат очевидным образом Божьего благословения. В Быт.27:28 Исаак благословляет Иакова словами: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина». А в Быт.27:39 он сказал Исаву, что «от тука земли будет обитание твое». Образы тука и тучности мы видим во многих местах (Иов.36:16; Пс.35:9; 62:6; 64:12; 91:15 {«сочны»}; Ис.30:23 {«сочен»}; Иер.31:14 и др.). В некоторых из этих мест современные переводы избегают буквального использования понятий тука и тучности и заменяют их другими образами благоденствия, но в английском переводе KJV во всех этих случаях мы встречаем слова «тук» или «тучность».
Необходимо также помнить, что тук часто символизировал лучшую часть дара или жертвоприношения. В Быт.4:4 жертва Авеля названа «туком» от первородных стада. В Быт.45:18 фараон дал израильтянам Гесем, от которого они смогут «есть тук земли». Ветхозаветные обряды, подробно описанные в Книге Левит, следовали принципу «весь тук Господу» (Лев.3:16) именно потому, что он представлял собой лучшую часть жертвоприношения.
Для понимания тука и тучности как образов благословения можно также рассмотреть их противопоставление чахлости или худобе, особенно в Пс.105:15, где псалмопевец, рассказывая о грехе Израиля в пустыне, говорит: «И Он исполнил прошение их, но послал чахлость [«язву»] на души их» (см. также Чис.13:20; Ис.10:16; 17:4; 24:16 {«беда»}). Два других примера использования образа тучности как указания на благословение мы видим в Быт.41, где фараон рассказал сон о худых и тучных коровах (см. истолкование Иосифа в Быт.41:25–32), и в случаях упоминания о тучности в Притчах (Притч.11:25 {«будет насыщена»}; 13:4 {«насытится»}; 15:30; 28:25 {«будет благоденствовать»}).
Однако образ тучности не всегда несет на себе благоприятный отпечаток. Во Втор.31:20 и Втор.32:15 утучнение Израиля от Божьих благословений связывается с его отпадением. Такое впечатление производят также слова в Неем.9:25. Это подводит нас ко второй категории использования образа тучности – неправедно нажитого богатства.
Наивысшим выражением такого рода тучности служит Еглон, с которым мы впервые встречаемся в Суд.3:17. Нет сомнений, что своей тучностью он был обязан эксплуатации израильтян (среди прочих). Имя Еглон этимологически связано со словом «телец» , и символика всего рассказа основывается на образе Еглона как откормленного тельца, подготовленного для убоя. Но в Библии осуждение чрезмерной тучности распространяется не только на иноземных завоевателей, грабивших Израиль. Более того, в большинстве случаев этот негативный образ соотносится с вождями и народом Израиля (1Цар.15:22; Иов.15:27; Пс.16:10; 72:7; 118:70; Ис.1:11; 6:10 {«огрубело»}; 34:6; Иер.5:28; Иез.34:3 и далее; Иез.39:19; 44:15).
Таким образом, тучность может служить выражением либо обильных Божьих благословений, изливаемых на землю, либо неправедного использования этих самых благословений самодовольными, алчными и греховными людьми.
См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ГОЛОД КАК БЕДСТВИЕ; ЕДА, ПИТАНИЕ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ.