Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Туман

(Mist)

Библейских упоминаний о тумане или паре насчитывается меньше десятка, и даже при этом слова в оригинале выглядят порой не очень убедительными. Туман в Палестине редко возникает на уровне моря (но регулярно в горах), и этим, возможно, объясняются редкие о нем упоминания.

На буквальном смысловом уровне в английском переводе RSV сказано, что в раю (см. САД) «туман поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Быт.2:6 {«пар»}), но в более поздних переводах отражается истолкование, что здесь имеются в виду круглогодичные подземные потоки. В Книге Иова Елиуй, предваряя голос из бури, приводит туман, который Бог превращает в дождь, в качестве примера трансцендентной и таинственной власти Бога над природой (Иов.36:27). Иеремия тоже дважды пишет о том, как Бог «возводит туман от краев земли» (Иер.10:13; 51:16 {в обоих случаях «облака»}).

В поэтическом воображении туман или дымка символизируют прежде всего мимолетность и иллюзорность, так как они быстро исчезают в лучах утреннего солнца. Исаия, например, говорит о Боге, рассеивающем «беззакония... как туман, и грехи... как облако» (Ис.44:22). В современных переводах на это не обращается достаточного внимания, но слово, встречающееся в Книге Екклесиаста более тридцати раз и переводимое обычно как «суета», с большими основаниями можно было бы перевести как «туман». В Притчах мимолетность и бессмысленность нажитого неправедным путем богатства сравнивается с быстро исчезающим туманом: «Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение» (Притч.21:6). Недолговечность самой жизни изображается Иаковом как «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:14). Неверность Израиля Осия представляет себе «как утренний туман и как росу, скоро исчезающую» (Ос.6:4). В другом месте Осия использует тот же образ при описании суда над Ефремом: «За то они будут – как утренний туман, как роса, скоро исчезающая» (Ос.13:3). Во всех этих случаях – прощение грехов, неправедно нажитые богатства, отход от любви к Богу, благополучие на краю погибели – туман символизирует нечто быстро преходящее.

В двух случаях имеются в виду затемняющие свойства тумана. Так, ослепление Елимы полуденным солнцем во время обращения проконсула изображается как падение на него тумана и тьмы (Деян.13:11), а одним из пророческих знамений, на которые указал Петр в проповеди на Пятидесятницу, было «курение дыма» и превращение солнца в тьму (Деян.2:19–20).

Последний случай – яростное обличение Петром лжепророков, которые характеризуются как «безводные источники, туманы, гонимые бурей» (2Пет.2:17 RSV). В этом контексте туман символизирует не столько мимолетность, сколько пустоту и никчемность.

См. также: БРЕННОСТЬ, МИМОЛЕТНОСТЬ; ДОЖДЬ; НЕИЗМЕННОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО; РОСА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle