Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Гусли, цитры

(Harp)

В Быт.4:21 сказано, что использование гуслей восходит к некому Иувалу, «отцу всех играющих на гуслях и свирели». В Библии гусли, в основном, упоминаются в связи с праздниками или трауром, причем первый случай встречается чаще. Есть намеки и на другие области применения. Например, в Пс.48:5 звучание гуслей сопровождает раскрытие загадки псалмопевца, а искусная игра на гуслях Давида успокаивала Саула, когда на него приходил «злой дух от Бога» (1Цар.16:16, 23; 18:10).

Игра на гуслях была также частью официальных мероприятий израильской обрядовой жизни. При богослужениях эта обязанность возлагалась на специально выделенных для этой цели лиц (1Пар.15:16, 21; 16:5; 25:3, 6 {«цитры»}). Эта обрядовая сторона служит, по-видимому, наилучшим объяснением неоднократного упоминания о гуслях в псалмах. Кроме того, игра на гуслях сопровождала пророчества (1Цар.10:5; 4Цар.3:15). Таким образом, гусли были инструментами, игра на которых сопровождала поклонение и божественную речь. Нагляднее всего этот образ представлен в псалмах и в пророческой литературе.

В псалмах есть множество мест, в которых верующие призываются возносить хвалу Господу на гуслях (среди прочих инструментов). Пение и музыкальное сопровождение служат достойным выражением любви к Богу и преданности Ему. Поводом для прославления могли быть возвращение ковчега в Иерусалим (2Цар.6:5), победа в битве (2Пар.20:28) или освящение стены Иерусалима (Неем.12:27). Чаще, однако, псалмопевец призывает молящихся прославлять Господа на гуслях по менее конкретным причинам: за предоставление спасения (Пс.42:4; 56:9; 80:3; 97:5), за то, что Бог Такой, Какой Он есть (Пс.32:2; 91:4; 150:3), за Его верность (Пс.70:22). В Пс.136:2 бедствия вавилонского плена вызвали такой плач, что пение прекратилось: «На вербах посреди его повесили мы наши арфы». В Отк.5:8–9 двадцать четыре старца поют «новую песнь» хвалы Агнцу. В Откр.14:2–3 новую песнь поют уже 144 000 искупленных – символическое число, изображающее церковь, которая состоит из «победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откр.15:2).

Но гусли связываются не только с прославлением Бога. Игрой на них сопровождается также пророческое слово суда над народами: Моавом (Ис.16:11), Тиром (Ис.23:16 {«цитру»}; Иез.26:13 {«цитр»}). Игрой на гуслях сопровождается истребление непокорных народов (Ис.30:32 {«цитрами»}). Пение под гусли изображается иногда символом греховной радости нечестивых. Но такое пение прекратится, когда Яхве опустошит землю (Ис.24:8). В последний раз этот образ использован в Откр.18:22 применительно к разрушению Вавилона – символа мирского противодействия Богу. В Книге Даниила игрой на гуслях сопровождается поклонение идолам (Дан.3:5, 7, 10,14). Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться истукану, что послужило причиной известного эпизода с раскаленной печью. Хотя игра на гуслях использовалась и в поклонении Израиля Богу, она не гарантировала надлежащего поклонения: самодовольство и беспечность при поклонении осуждались (Ам.6:5; Ис.5:12; 14:11 {«со всем шумом» = под музыку гуслей}; 16:11).

Для многих наиболее ярким образом гуслей в Библии служат золотые гусли в небесном видении Откровения (Откр.5:8 {в греч. тексте слово «золотые» может относиться также к гуслям}; 14:2; 15:2). В данном случае значение имеет не столько звук гуслей, сколько материал, из которого они изготовлены. Они принадлежат к категории образов предметов, как бы покрытых эмалью, – в них сочетаются твердость материала и блеск света, дающие представление о сфере, выходящей за рамки «мягкого», растительного и циклического земного мира.

См. также: МУЗЫКА; ТРУБА.

Библиография:

О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997, 346–352;

V.H. Matthews and I. H. Jones, «Music and Musical Instruments». ABD 4:930–39.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle