Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Исполинские размеры и дела

(Giantesque motif)

Наряду с рассказами об исполинах, мы видим в Библии примеры чего-то неожиданно или необычайно большого. В этих местах рассказывается о событиях либо чудесных, либо фантастических. «Исполинская» тема занимает в Библии видное место.

Один из примеров – рассказ о Самсоне. Коль скоро Самсон ни разу не назван великаном, можно сделать вывод, что он был просто крепким и сильным человеком обычного роста. Но он совершил сверхчеловеческие подвиги: голыми руками убил льва, поймал и превратил в факелы триста лисиц, ослиной челюстью поразил тысячу воинов, унес городские ворота, легко разорвал связывавшие его веревки.

История с Ионой тоже отличается совершением необычайно больших дел. Это могла быть либо вымышленная или приукрашенная история, либо (в соответствии со взглядом на нее Иисуса в Новом Завете) подлинная история, в ход которой чудесным образом вмешался Бог. В любом случае в ней показаны события, выходящие за рамки человеческих представлений о возможных жизненных ситуациях. Первое из них – призвание Богом робкого пророка пойти одному проповедовать послание о суде страшному народу Ассирии, известному своими злодеяниями. Огромной выглядит и «рыба» {«кит»}, которой Господь повелел поглотить Иону (Иона 2:1); затем последовало невозможное с человеческой точки зрения пребывание пророка в чреве кита в течение трех дней и трех ночей. Когда Иона, наконец, пришел в Ниневию, размеры города в рассказе преувеличиваются (чтобы показать как его нравственную чудовищность, так и физическую реальность) соотнесением его со всем государством (город был «на три дня ходьбы» [Иона 3:3]). За всю историю мира проповедь, состоявшая всего из семи слов (Иона 3:4), никогда не приводила к такому массовому обращению, которое произошло в Ниневии, – покаяние было таким всеобъемлющим, что вретищем покрывались даже животные, которые тоже должны были поститься (Иона 3:7–8). В противоположность огромной рыбе Бог произрастил за ночь большое тенистое растение (Иона 4:6), и огорчение, которое постигло Иону в связи с этим растением, тоже было очень большим (Иона 4:1, 8–9).

Подлинным мастером гиперболических образов был Иисус. Его самым характерным риторическим приемом – который Он использовал даже чаще, чем излюбленные Им парадоксы, – было намеренное преувеличение, принимавшее нередко сатирическую окраску. Среди сатирических образов Иисуса, основанных на преувеличении, можно выделить образы верблюда, проходящего через игольное ушко; человека, тщательно оцеживающего комара, а затем поглощающего верблюда, и человека с бревном, торчащим из собственного глаза, пытающегося извлечь сучок из глаза брата своего. В других местах нам показывается, что левая рука может не знать, что делает правая; дается совет вырвать один глаз или отсечь одну руку как единственную причину греха; изображается картина горы, ввергающейся в море под действием истинной веры, и чудесного роста горчичного зерна, превращающегося в гигантское дерево с ветвями до небес. Дж. К. Честертон заявил в Ортодоксии, что стиль высказываний о Христе вполне трезвый и рассудительный, а стиль высказываний Самого Христа «необычайно гиперболичен, с верблюдами, проходящими через игольное ушко, и горами, ввергающимися в море». Трублад, рассматривающий вопрос более детально, сравнивает преувеличения Иисуса с «нашими техасскими историями, в которые никто не верит буквально, но которые все запоминают».

Еще один источник исполинских образов – библейские видения, в которых часто присутствует фантастический жанр. Здесь мы входим в мир, где река поглощает целый народ (Ис.8:5–8), козлиный рог вырастает до неба и сбивает звезды на землю (Дан.8:9–10), верхушка дерева достигает облаков и служит тенью для многочисленных народов (Иез.31:3, 6), саранча разрастается до размеров ужасающего вида воина (Откр.9:7–11). К этому можно добавить «Ангела сильного», поставившего «правую ногу свою на море, а левую на землю» (Откр.10:1–3), «большого красного дракона» с хвостом, увлекшим с неба третью часть звезд (Откр.12:3–4), и змия, пустившего из пасти «воду как реку», способную смыть женщину потопом (Откр.12:15). Короче говоря, многое из того, что происходит в апокалиптических писаниях Библии, существует в масштабах вселенной, на уровне, известном только нашему воображению, а не в эмпирическом мире, в котором мы живем.

Исполинские образы встречаются также в местах, в которых описывается Бог. Милость Божья велика, «как высоко небо над землею» (Пс.102:11). Истина Его – «до облаков», праведность Его – «как горы», а суждения {«судьбы»} Его – «бездна великая» (Пс.35:6–7). Его сила и правда «до превыспренних [до вышних небес]» (Пс.70:18–19). Бог настолько велик, что может собрать, «будто груды, морские воды» и положить «бездны в хранилищах» (Пс.32:6–7).

Наивысшее достижение библейских гиперболических образов представляет собой описание бегемота и левиафана в Иов.40–41. Реальными прототипами для них послужили, по всей видимости, соответственно гиппопотам и крокодил, но воображение оказало свое магическое воздействие, превратив их в выходящее за рамки обыденной жизни явление.

См. также: ИСПОЛИН, ВЕЛИКАН; ЧУДОВИЩА.

Библиография:

E.Trueblood, The Humor of Christ (New York: Harper & Row, 1964).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle