Испытание, суд
(Trial)
Задача испытания – подтвердить истинность, доказать подлинность и разоблачить ложь. Такое испытание важно для установления подлинности, реальности и самой природы Слова Божьего (Пс.11:7; Ис.43:26). Образ испытания в Библии многогранен, сюда относятся как «жизненные испытания», так и официальные общественные суды, в конечном итоге учрежденные Богом. В особенности важны в Библии испытания водой и огнем. Во 2Пет. 3:10 эти мотивы сочетаются в картине мира, который некогда уже уничтожался водой, поэтому теперь он будет уничтожен огнем. Самое развернутое изображение картина испытания водой и огнем приводится в Ис.43:2: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя».
Испытание водой. Контекст всех испытаний водой (как и вообще всех испытаний) – высшая власть Бога. По образному выражению автора псалма, Бог владычествует «над яростию моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» (Пс.88:10). Моря, озера, реки – водоемы, традиционно символизирующие хаос и отсутствие порядка – находятся в руке Бога (напр., Иер.5:22). Иисус подчеркивает Свое господство над космосом, когда успокаивает шторм на Галилейском море (Мф.8:26).
Выдержать испытание водой на Ближнем Востоке в древности означало подтвердить свою невиновность, в то время как грешник не мог его пройти. Во время исхода израильтяне пересекли Чермное море; его воды расступились чудесным образом, но преследующие израильтян египтяне были поглощены потоком вернувшейся на свое место воды. Это спасительное событие, с его мотивом испытания водой, крепко укоренилось в сознании евреев (Пс.65). Не менее важен потоп (Быт.7), когда немногочисленные верные пережили катаклизм – испытание водой. Бог здесь выступает как в роли Судьи, так и в роли Спасителя, и испытание занимает очень важное место в этой двойственной деятельности.
Пересечение Иордана для вступления в землю обетованную (Нав.3) также означает Божью власть над водами испытания и Его заботу о верном народе. Это еще одно доказательство Его качеств и возможности доверять Ему, потому что Он держит слово. Испытание водой является также центральным мотивом в повествовании о пророке Ионе. Ужас перед бурными водами явственно отражен в его отчаянной молитве в брюхе огромной рыбы (Иона 2). Эта лирическая молитва завершается триумфальной нотой надежды на то, что Бог избавит верных (Иона 2:9–10). Молитва Ионы напоминает выразительную молитву Давида в Пс.68, полную мессианского предвосхищения испытаний, через которые пройдет Христос столетия спустя (см. Лк.11:29–32).
Испытание водой появляется и в Новом Завете. В притче, которой Иисус завершает Нагорную проповедь, буря и наводнение проверяют на прочность два дома: дом, построенный на скале, выдерживает испытание, в то время как дом, построенный на песке, рушится (Мф.7:24–27). В евангелиях (Мф.8:23–27; Мк.4:35–41; Лк.8:22–25) рассказывается также о том, как вера учеников подвергается проверке, когда они находятся в лодке с Иисусом на Галилейском море; во всех трех случаях Иисус упрекает их в недостатке веры. Сюда следует добавить еще один эпизод, когда проверяется вера Петра: он пытается пойти по воде вслед за Иисусом, но начинает тонуть, так как смотрит на море, а не на Иисуса. Иисус называет его «маловерным», что показывает: это тоже было испытание веры (Мф.14:22–33).
Испытание огнем. Испытания и доказательства веры в Бога по всей Библии описываются как закалка в огне. Испытание человеческого сердца Богом сравнивается с плавильней и горнилом (Притч.17:3). Это испытание может быть незаметным; человек может даже не понять, что Бог испытывал его душу (см. Притч.27:21; а также 1Цар.18:7 и его последствия для Саула). Иеремия живо описывает закалку и плавление металла (Иер.6:29). Если то, что кажется «серебром», не поддается очистке, оно выбрасывается (Иер.6:30). Образы испытания огнем, плавильни и горнила относятся не только к испытанию человеческого сердца Богом, но и к Божьему суду (Ис.1:25), и к смыслу страданий (Пс.65:10–12). Те, кто очищен страданием и испытаниями, благословен, Бог признает их Своими (Зах.13:9). Образ закалки металлов смело применяется к пришествию и деяниям грядущего Мессии в Мал.3:1–4, где Мессия изображен как умелый мастер, кузнец, работающий с золотом и серебром. Есть и места, в которых само Слово Божье названо испытанным, или чистым (Пс.118:140; см. также Пс.17:31; Притч.30:5).
Испытание огнем встречается как драматический мотив в эпизоде, когда друзей Даниила бросили в огненную печь (Дан.3). То, что они выжили, доказало их веру в живого Бога, в Его абсолютной реальности.
Испытание огнем обретает эсхатологическое значение в отрывке Нового Завета, где говорится о поведении верующих, основание жизни которых – Христос (1Кор.3:13–17). Павел пишет: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду».
Испытание любви. Испытание – это момент трудностей и страданий, не всегда сопровождаемый образами воды и огня; испытание Иова – такое исключение. Во Втор.7:17–19 периоды испытания связываются с Божьим судом и Его публичным отмщением за страдания избранного народа. Бог уникальным образом использует испытания для формирования Своего народа (Втор.4:34), но они могут быть также очень личными, например, связанными с отношениями любви.
Частый мотив библейского повествования – это испытание любви, будь то дружба или чувственная любовь. Например, этот мотив присутствует в рассказах об испытаниях Иакова и Рахили (Быт.29), возлюбленных в Песни песней (Песн.5:2–8), греховной любви Давида и Вирсавии, которая потом стала праведной (2Цар.11–12) и любви Осии к неверной Гомери (Ос.1–3). Основные примеры испытаний дружбы – отношения Давида и Ионафана (1Цар.19–20), Руфи и Ноемини (Руф.1) и Петра и Господа нашего, восстановленные после предательства (Ин.21).
Испытание ритуальное. Закон Моисея содержит уникальное предписание для определения невиновности или вины посредством ритуального испытания. Женщина, которую муж подозревал в неверности, должна была пройти сложное испытание посредством питья святой воды (Чис.5:11–31). В Новом Завете приводится духовный вариант такого испытания: Иаков призывает своих читателей радоваться, «когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение... чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2–4). Это испытание – часть задачи жизни верующего: каждый, кто «переносит искушение... получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).
Суд как юридическая процедура. Суд как часть юридической процедуры, призванная доказать веру и истину, часто упоминается в описании событий в Новом Завете, особенно в эпизоде суда и несправедливого осуждения Иисуса. Здесь, с точки зрения исторической перспективы, роли меняются местами: обвиняемый и осужденный Человек, по иронии судьбы, становится Судьей. В Книге Деяний ряд судов над верующими описан, исходя из образа невиновности Христа перед судом, которую символизирует троекратное объявление Пилата, что он не считает Иисуса преступником. Римский губернатор решительно объявил Христа невиновным (Лк.23:4, 14, 22). Лука использует суды, упоминаемые в Книге Деяний, как политическую апологию христианства. В частности, он опирается на факт, что римские власти не считали ни Иисуса, ни Его апостолов виновными. С точки зрения самого совершенного закона в мире в ту эпоху, Христос и Его последователи были оправданы. Джон Стотт так комментирует это: Иисус был обвинен в подстрекательстве, но ни Ирод, ни Пилат не обнаружили оснований для такого обвинения. Что касается Павла, то городские власти Филипп извинились перед ним, в Коринфе проконсул Галлион отказался судить его, а в Ефесе Павла и его друзей объявили невиновными. Позже Феликс, Фест и Агриппа не смогли ни в чем обвинить его тоже – их оправдательные приговоры соответствуют у Луки трем объявлениям Пилата о невиновности Иисуса (Stott, 26).
В Ветхом Завете испытания истории оправдали Божий выбор народа, которому будут дарованы Его средства и благодать спасения. В Новом Завете, подобным образом, любое испытание могло обрушиться на церковь Христову; фактически, через все новозаветные послания проходит тема ожидания испытаний. Откровение – книга-утешение для страдающей церкви. Прошедшая через воды и очищенная огнем Церковь предстала как явный и несомненный свидетель Божьего Слова, истинности и ценности Евангелия. Как и в Ветхом Завете, сама история была испытанием.
См. также: МОТИВ ИСПЫТАНИЯ; ОГОНЬ; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕВЗГОДЫ, ИСПЫТАНИЯ.
Библиография:
J. R. W. Stott, The Message of Acts (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990).