Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Тяжелые переживания, невзгоды, испытания

(Ordeal, stories of)

В широком смысле борьбы с трудными или неблагоприятными обстоятельствами, подвергающими испытанию находчивость, силу характера и стойкость героя, рассказ о жизненных невзгодах почти равнозначен литературному произведению как таковому. Его основные составляющие следующие:

а) герой, которому читатель сопереживает;

б) ситуация, событие или лицо, которые противостоят герою,

в) столкновение героя с препятствием;

г) исход, выражающийся в поражении или триумфе.

Основное назначение этой статьи – показать разнообразие историй о тяжелых переживаниях в Библии.

Это разнообразие касается прежде всего персонажей, сталкивающихся с трудностями. В большинстве библейских рассказов речь идет о судьбах отдельных героев – например, Давид встречается с Голиафом в единоборстве, Илия доносит Божье слово до нечестивого царя или Иисус вступает в конфликт со Своими хулителями. Второй вариант выражается в столкновении с жизненными невзгодами семьи – например, семьи Авраама или Иакова с засухой или семьи Елимелеха с затруднительным положением в иноземной стране. Новозаветным аналогом ветхозаветных историй о семейных злоключениях служат рассказы о трудностях, с которыми сталкивались ученики Христа или группы миссионеров. В-третьих, в Библии суровому испытанию нередко подвергается целый народ, например, в рассказах о странствии народа Израиля во время исхода или о битвах с участием всего народа. Новозаветным аналогом служат гонения на церковь. В еще более широком смысле в Писании показывается весь род человеческий как объект сурового испытания – например, в результате Божьего суда над человеческим грехом или из-за своей склонности делать зло, а не добро.

Еще большим разнообразием отличается характер невзгод, которым подвергаются отдельные люди или группы. В Библии постоянным источником испытаний показана природа, которая является основным местом действия и в целом сурова для жизни. Поэтому мы постоянно читаем о людях, семьях и народах, сталкивающихся с засухой, наводнениями, хищниками и невыносимой жарой. В книге, в которой большинство людей постоянно показываются в пути, источником невзгод становится сама местность со скалами, ненадежными тропами, скрытыми Опасностями, палящей жарой пустыни. Вряд ли будет преувеличением сказать, что всякий раз, когда библейские персонажи выходят из дома, они сталкиваются с определенным риском.

Вторым источником внешних испытаний является участие в битвах, когда воины или народы вынуждены преодолевать угрозу для своей жизни. В рассказах о единоборствах опасность выражается в физическом поединке с противником. В библейских военных рассказах чаще всего показываются широкомасштабные действия на поле боя, когда в конфликте участвуют целые воинства. Хотя основные испытания на поле боя связаны с угрозой смерти, ранения или плена, военные рассказы в Библии часто демонстрируют последствия битвы для всего общества, когда недостаток продовольствия или угроза плена распространяются за пределы зоны боевых действий.

К еще одной категории внешних испытаний принадлежат люди, с которыми может встретиться герой. В большой группе библейских рассказов изображается личное столкновение героя с враждебно настроенными к нему людьми. Таковыми представлены клеветники и их происки, изводящие псалмопевца в псалмах жалобы, царь Саул, с которым Давид был вынужден иметь дело долгое время, и братья, пытавшиеся погубить Иосифа. При чтении Библии быстро создается впечатление, что жизнь в семье и в обществе связана с постоянными невзгодами, в которых проверяется терпение человека и его способность к выживанию. Особенно восприимчивыми к жизненным переживаниям были такие вожди, как Моисей, Саул и Давид.

Но испытание не обязательно прямо связывается с другим человеком. Оно может выражаться в поставленной задаче или в определенных обстоятельствах. Поиск пригодной для пастбищ земли был испытанием для Аврама (Быт.13). Водительство народа было долговременным испытанием для Моисея. Ожидание избранной невесты было четырнадцатилетним испытанием для Иакова (Быт.29:15–28). Преодоление бездетности было испытанием для Авраама и Сарры, для Рахили (Быт.30:1–8), для Анны (1Царств). Борьба с неблагоприятными обстоятельствами была испытанием для Ноемини (Руф.1). Терпеливое ожидание зрелости любви и дня свадьбы было испытанием для невесты в Песни песней. Лишение возможности поклоняться Богу в храме во время плена было испытанием для автора Пс.41–42. Предстоящие муки на кресте стали темной ночью души Иисуса в Гефсимании.

Еще одна категория невзгод и переживаний связана с чертами характера самого человека. Особенности характера могут быть его злейшими врагами. Склонность Авраама брать все в свои руки и делать то, что в данный момент казалось ему целесообразным, не раз создавала ему трудности в жизни. Присущая Иакову состязательность причиняла ему беспокойства. То же самое относится к своеволию и потаканию своей чувственности Самсона. Проблемы Давида в более позднем возрасте объяснялись его импульсивным поведением в отношении Вирсавии и Урии. Браки Соломона с язычницами отвратили его сердце от Бога в последние годы жизни. Необдуманная поспешность Петра привела его к отречению от Христа. Коротко говоря, в событиях, становящихся испытанием для человека, могут отражаться черты его личности или характера.

При изучении книги, где большое значение придается обстоятельствам, которые могут быть как физическими, так и духовными, невозможно думать об испытаниях без учета конкретных мест. Одним из таких мест служит поле боя. Но еще более выразительным местом показана пустыня. Испытания во время исхода происходили в пустыне, через которую народ Израиля шел к обетованной земле. Пустыня была также местом искушения Иисуса сатаной – испытания, заслуживающего особого внимания. По сути, испытание в пустыне можно рассматривать как обряд перехода через пустыню для Сына Божьего. Иисус повторил испытание Израиля в пустыне, расстроив планы сатаны как новый Адам, архетип нового человека и героя. Отвергнув изощренные искушения сатаны, Иисус принял Свое служение во всей его полноте и вышел победителем из испытания, задуманного, чтобы поставить под угрозу Его искупительные цели.

В рассказах о путешествиях и исканиях (стремление Авраама получить сына и землю, стремление Иакова стать благочестивым человеком, стремление израильтян войти в обетованную землю, миссионерские путешествия Павла) выражаются, пожалуй, основные принципы рассказа о тяжелых переживаниях. Сам факт передвижения подразумевает серию препятствий, которые надо преодолеть. Одни препятствия связаны с необходимостью обеспечения физической безопасности, другие – с отношениями с попутчиками и местным населением. Путешествия полны напряженных ситуаций, подвергающих испытанию силу характера тех, кто их предпринимает, и вследствие этого зачастую проявляются изъяны в характере человека. Непреклонное упорство, которое требуется от путешественников и искателей, само по себе служит испытанием.

Рассказы о тяжелых переживаниях лежат в основе повествовательных произведений. В Библии, как в литературе вообще и в жизни, они выражают сущность парадигмы того, что хочет сказать автор и как он понимает жизнь.

См. также: БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ИСКАНИЯ, ПОИСК; ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ; ПУСТЫНЯ; ПУТЕШЕСТВИЯ; САТАНА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle