Бесы, злые духи
(Demons)
В добиблейской литературе и в литературе библейского периода слово, переводимое как «бесы» или «демоны», не всегда несло в себе негативный смысл. Примером использования его в нейтральном значении может служить характеристика, данная Павлу греческими философами: «проповедник чужих божеств» (греч. xenon daimonion, Деян.17:18), что свидетельствует о более широком понимании бесов в древности (как «божественных существ», аналогичных «сынам Божиим» в Ветхом Завете) по сравнению с современным представлением о них.
Бесы как падшие ангелы. Происхождение бесов, как и сатаны и ангелов, затемняется мифологическим содержанием текстов, в которых рассказывается о вселенской битве до сотворения мира. Их названия тоже достаточно неопределенны: «начальства» (archai), «власти» (archon), «престолы» (exousiai), «господства» (kyriotetes) (Кол.1:16), «колена небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10) и многие другие. Эти духи, или падшие ангелы, объединившиеся с сатаной против Бога, стали приспешниками дьявола и исполняют его приказания подобно тому, как послушные ангелы исполняют волю Божью. Мироздание (упорядоченный Богом мир, подвергающийся нападкам со стороны сил хаоса) и его творения, в том числе люди, представляют собой поле битвы, спорную территорию в более масштабной борьбе между невидимыми силами света и тьмы.
В образах ангелов и бесов много общего. Ангелы приходят «легионами» (Мф.26:53), то же самое относится к бесам (Мк.5:9). У ангелов есть «князья» (Дан.12:1), есть они и у бесов (Еф.2:2).«Воинство небесное» может состоять из ангелов (Лк.2:13) или из бесовских служителей (Деян.7:42). С крыльями изображаются как ангелы или другие небесные существа (Ис.6:2), так и бесы («Охватит их ветер [злой дух] своими крыльями», Ос.4:19). Крылья бесов подавляют, а крылья Вседержителя служат образом безопасности (Пс.90:4) и исцеления (Мал.4:2). Ангелы передают послания во сне (Мф.1:20; 2:12–13, 19, 22; 27:19), то же самое делают злые духи (Иов.4:16; 27:20). Бесы обманывают такой мимикрией. Дьявол принимает вид ангела света (2Кор.11:14). Бесы выдвигают привлекательные и хитроумные учения (1Тим.4:1) и подкрепляют свой обман чудесами (Откр.16:14; ср. Ин.10:21).
Природа как воплощение бесов во вселенской битве. В неистовстве природы жители древней Палестины и соседних стран видели зримое подтверждение ведущейся вселенской битвы. Считалось, что ветра (Евр.ruhot и греч. pneumata – «духи»), ежегодно приносившие разрушения, и сезонные эпидемии вызываются злыми духами (Томпсон, 1:33). Тот факт, что Сам Бог шествует в бурях, служил дополнительным доказательством их божественной природы (Иов.38:1; 40:1; Иез.1:4; Зах.9:14). Казалось, что гром, которым сопровождалось неистовство природы, был гласом Бога или Его ангела (Ин.12:28–29) и что звезды небесные принимают участие в Божьих сражениях на земле (Суд.5:20). Представление о тождественности ангелов и звезд подкрепляется символикой Книги Откровение (Откр.1:20). Метеоры, связывавшиеся с сезонными вспышками заболеваний, понимались от Греции до Месопотамии как болезнетворные бесы, спускающиеся на землю (особенно в жаркие летние дни, см. Гомер, «Илиада» 22. 30; Плиний, «Естественная история» 2. 107; ср. Откр.8:10). Этот образ использовал и Иисус, заявивший, что видел «сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк.10:18).
Чтобы успокоить первобытные воды, непокорно бушующие и старающиеся выйти за пределы установленных для них Богом границ (Иов.38:8, 11), потребовалось грозное повеление Господа (Пс.103:7; еврейское слово gaʿar переведенное как «запрещение», и греческое epitimao относятся к экзорцистской терминологии). Этот мотив повторяется в евангелиях, когда Иисус «запретил» ветру и морю (Мф.8:26; Мк.4:39; Лк.8:24). Удивление учеников, которое можно выразить словами: «Что же это за человек, которому повинуются духи стихии?», – вполне согласуется с их представлениями. В Ветхом Завете морские бури изображаются мифологическими чудовищами, врагами Господа, которых Он должен уничтожить (Иов.9:13; 26:12–13; Пс.88:11; Ис.51:9).
Бесы как возбудители болезней. В библейские времена преобладало представление, что болезни вызываются грехом (Ин.9:1–2; Деян.28:4; Откр.18:4). Исцеление могло потребовать предания плоти сатане для спасения (1Кор.5:5) или, по крайней мере, наставления (1Тим.1:20) духа. Когда страдали праведные, их изводили сатана или его ангелы (Лк.13:16; 2Кор.12:7). Болезни же нечестивых посылались Божьими ангелами (1Пар.21:16; 2Пар.32:21; Деян.12:23). Многие болезни исцелялись изгнанием бесов, причем в случае не только эпилепсии, но и горячки (Лк.4:39), а также при болезнях позвоночника (Лк.13:16), немоте (Лк.11:14), глухоте (Мк.9:25) и слепоте (Мф.12:22). Безотносительно к Библии есть множество других духов болезней: бесов столбняка, туберкулеза, головных болей, ночных кошмаров, детской смертности, выкидышей, гомосексуализма, язв домашнего скота, гибели урожая, прокисшего молока и так далее.
Бесы как животные. Заодно с дьяволом были не только бури и болезни, но и особенно зловещие представители животного царства. Их можно было распознать по повадкам. С князем тьмы были связаны существа, способные видеть ночью (и, следовательно, находящиеся в союзе с тьмой), шипящие (испускающие злых духов), ядовитые (соединенные с силами, противостоящими творению) или обитающие в пустынной местности (где собирались бесы). В этот список входили многие известные «нечистые» животные (см. ЖИВОТНЫЕ): змея (Пс.90:13 {«аспида»}), сова, ворон (Соф.2:14 {«пеликан и еж»}), жаба (Откр.16:13–14) , шакал (Ис.34:13), гиена, лев (Пс.90:13), скорпион (Лк.10:19; Откр.9:2–11), а также мифологические существа, такие как василиск, левиафан, крокодил, бегемот, Рефаимы, козлоподобные духи смерти (Ис.14:9, 26:14; 1Пар.11:15; Лев.17:7) и многие внушающие ужас обитатели видений и мифов (см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ).
Эти животные, как и бесы, которых они представляли, жили на пустынных необитаемых землях вдалеке от городов. Бесы, возможно в форме животных, посещали безводные заброшенные места (Ис.34:11–15; Мф.12:43; Откр.18:2). Людей, которых они хотели мучить, злые духи завлекали в пустыни (Лк.8:29). Для противоборства дьяволу Дух Божий направил Иисуса в пустыню, где Он «был со зверями» (Мк.1:12–13). Читателям Марка, знавшим зверей в пустыне как союзников дьявола, не представляло труда понять зловещий смысл этих слов. Древние развалины тоже посещались их бывшими обитателями в виде ужасных животных (Иов.3:14; Иез.26:20; Откр.18:2). Проходившие мимо таких развалин обычно качали головой и свистели, чтобы отогнать духов (Соф.2:15; Иер.18:16; Плч.2:15; Иов.27:23). Места, где обитали бесы, действительно были «Богом забытыми».
Бесы как языческие боги или идолы. Образуя народы, Бог «поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Втор.32:8, в греческом переводе «сынов Божиих», то есть божественных существ), таким образом подразумевается, что каждый народ получил своего духа. Ангелу, посланному для объяснения видения Даниила, противостал князь Персидского царства, задержавший его на три недели (Дан.10:13), пока ему на помощь не пришел Михаил, князь Израиля (Дан.12:1). Эти князья как будто бы и есть те «божественные существа», которые были предназначены каждому народу. Тогда как Израиль управлялся Божьими ангелами, языческие народы находились под властью падших ангелов, вдохновлявших и поддерживавших идолопоклонство и служивших им национальными богами. Следовательно, богами языческих народов и их идолами были бесы (Откр.9:20).
Отношение к языческим богам как к бесам влечет за собой отношение к идолам как к бесам. По представлениям древних, идолы, образы или даже простые столбы и камни служили прибежищем духов (Иер.2:27; ср. Быт.28:18; Гомер, «Илиада» 22. 126). Люди верили, что бес может одушевлять идола (вселяться в него), поэтому слова идол и бес были иногда равнозначными или взаимозаменяемыми (Втор.32:16 {«богами чуждыми»}; Зах.13:2). «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам [евр. sedim, означающее “бесы”, заимствовано из аккадского языка]; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским» (Пс.105:37–38). «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали» (Втор.32:17). (В LXX еврейское слово elohim, «бог[и]», дважды переведено как patachra – персидское слово, означающее «идол», Ис.8:21; 37:38.) Павел заявляет, что идоложертвенное мясо по существу приносится бесам, стоящим за идолами (1Кор.10:19–20). Идолослужение возбуждается духом блуда (Ос.4:12, 18; 5:4).
Бесы как причина политических, эмоциональных и психологических проблем. Злые духи рассматривались как возбудители проблем не только физического, но и эмоционального свойства. Бесы вмешивались в международную политику Персии, Израиля и Греции (Дан.10:13, 20; 12:1). Местные политические интриги, такие как вражда между Авимелехом и жителями Сихема, тоже указывали на работу злого духа, посланного Богом (Суд.9:23). За параноидальным поведением царя Саула маячила тень «злого духа от Господа» (1Цар.16:14–23; 18:10; 19:9). Неправильное Прорицание царских пророков объяснялось работой «духа лживого» от воинства небесного, стоявшего пред Господом (3Цар.22:22). В Евангелии от Матфея зависть отождествляется с «дурным глазом», общепринятым среди средиземноморских народов определением бесов (Мф.20:15; ср. Мф.6:23). Используемая в отношении этих зол терминология показывает, что за ними древние видели бесов, персонифицированных носителей зла в падшем мире.
См. также: АНГЕЛЫ, БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ЗЛО; КОСМОЛОГИЯ; МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ; МОРЕ; САТАНА; ЯЗВА, БЕДСТВИЯ, КАЗНИ.
Библиография:
R. С. Thompson, The Devils and Evil Spirits of Babylonia (2 vols.; London: Luzac and Company, 1904).