Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Море

(Sea)

В библейской картине мира море занимает центральное место. Как и их древние соседи, израильтяне верили, что при сотворении мира Бог использовал первобытное вселенское море для создания трехъярусного мироздания: моря, неба и земли (Пс.134:6; Откр.14:7). Бог создал море (Пс.94:5; Иона 1:9), собрав воды, покрывавшие всю землю, и установив их границы (Быт.1:2, 9–10; Пс.103:5–9; Иов.38:8–11), основал землю на море (Пс.17:16; 23:1–2). Он образовал твердь для удержания атмосферы и отделения воды над ней (Быт.1:6–8; Притч.8:27–29). Море снабжает землю водой. Вода падает сквозь отверстия в небосводе в виде дождя и снега, и ее может быть достаточно даже для великого потопа (Быт.7:11; 8:2). Над небом и над морем возвышается Божий престол (Пс.28:10; Иез.1:26). В этой картине море предстает воплощением победы Бога Творца над хаосом, и эта символика, возможно, выражалась в большом литом море из меди, стоявшем перед храмом Соломона (3Цар.7:23–26).

В то же время море символизирует постоянную угрозу со сторону сил хаоса для Бога и творения. Море стремится выйти из границ, установленных для него Богом (Иов.38:8–11; Иер.5:22). В Библии находят отражение космогонические мифы соседних народов о первобытной битве между богом-творцом и морским чудовищем, именуемым левиафаном, Раавом, драконом или змеем (Иов.40–41). Но в отличие от мифов соседних народов, Бог изображается создателем чудовища хаоса, которое Он помещает в море (Быт.1:20–21; Пс.103:24–26). Чудовище приводит море в волнение, но его сокрушает и усмиряет Бог (Иов.26:12; Пс.73:12–14; 88:10–11; Ис.51:9), и в конце времен Бог окончательно поразит его (Ис.27:1). В качестве пристанища чудовища хаоса, которое может пробуждаться, море символизирует угрозу повторного распространения хаоса (Иов.3:8). Символом всемирных сил зла и антихриста последних дней, выступающих против Бога и Его народа, служат выходящие из моря звери (Дан.7:3; Откр.13:1).

Будучи Творцом, Бог управляет морем, производя и успокаивая волны на нем (Ис.51:15; Иер.31:35), а также удерживая его в положенных ему пределах (Иов.38:8–11; Притч.8:27–29; Иер.5:22). Он может иссушить море по Своей воле (Наум.1:4) или выпустить его на свободу для суда над миром, как это произошло во время потопа (Быт.6–8). Следовательно, угроза хаоса и зла, которую символизирует море, в конечном счете призрачна. Разделение Красного моря и уничтожение войска фараона по сути служат повторением покорения моря и чудовища хаоса, еще раз продемонстрировавшим власть Бога над силами хаоса и зла (Исх.15; Ис.51:9–10). Та же самая власть проявилась в хождении Иисуса по морю (Мк.6:45–52) и в усмирении Им моря (Мк.4:35–41). Даже зверь, вышедший из моря в Откровении, был схвачен и брошен в озеро огненное (Откр.19:20).

Перед престолом Бога находится нечто вроде стеклянного моря, символизирующего, возможно, вселенское море (Откр.4:6; 15:2). Спокойное море символизирует отсутствие зла и хаоса на небе, где порядок не может нарушить никакое «чудовище» хаоса. При завершении истории вселенское море смешивается с огнем, что, по-видимому, символизирует грядущий суд (Откр.15:2). После завершения истории моря больше не будет (Откр.21:1), и это означает исчезновение фактической или потенциальной опасности для творения и всевластия Бога.

Море служит также источником многих метафор и сравнений. Шум моря сравнивается с мятежом народов (Пс.64:8). Шумят и ревут море и захватчики (Ис.17:12–13; Иер.6:23). Вавилон накрывается волнами наступающих войск (Иер.51:42). Боящиеся грядущего суда не могут успокоиться, как море (Иер.49:23), а сомневающийся подобен морской волне, поднимаемой ветром (Иак.1:6). Неугомонная деятельность нечестивых подобна илу и грязи, которые выбрасывает море (Ис.57:20; Иуд.1:13). Неисчислимое количество песчинок на берегу моря сравнивается с множеством потомков (Быт.22:17; Евр.11:12) или огромным войском (Нав.11:4; Откр.20:7). Божье прощение изображается ввержением греха в пучину морскую (Мих.7:9). Выражается надежда, что ведение Бога однажды наполнит землю, как воды наполняют море (Ис.11:9).

См. также: ВОДА; ГЛУБИНА, БЕЗДНА; ЗЕМЛЯ; КОСМОЛОГИЯ; НАВОДНЕНИЕ, ПОТОП; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; НЕБО; ХАОС; ЧУДОВИЩА.

Библиография:

J. Day, God's Conflict with the Dragon and the Sea, Cambridge University Press, 1985.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle