Мотив испытания
(Test motif)
Мотив испытания почти синонимичен самой истории, поскольку самое распространенное композиционное строение истории (даже в случае повествования о реальном жизненном событии) – это показ главного героя в ситуации, в которой его сущность или способности подвергаются испытанию. Если некая сила активно побуждает главного героя совершить неправильный поступок, получится история об искушении (см. ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ), но это сравнительно небольшая категория историй об испытании. Библия – настоящий сборник повествований об испытаниях, и в результате в ее мировоззрении жизнь воспринимается как постоянное испытание: каждое событие требует от человека отклика и в то же время оттачивает его характер. Слова, связанные с испытанием, более двухсот раз встречаются в современных переводах Библии.
В историях об испытании связь между действием (сюжетом) и характером героя очень тесна. Действие – отражение характера; характер порождает действие. Когда Бог подвергает Авраама испытанию и велит ему принести в жертву его сына Исаака (Быт.22), немедленное и решительное повиновение Авраама свидетельствует о его характере, в котором доминирует вера. Ранее, когда Авраам и Сарра поселились в потенциально враждебной им чужой стране, их реакция, вызванная страхом, показывает, что им не удалось проявить характер в момент выбора. Когда Иаков прибывает в дом дяди, чтобы остаться там надолго, его способность утвердиться в качестве взрослого человека проходит двойное испытание – испытание, в котором поведение Иакова (его борьба, физическая стойкость, упорство, умение оправляться от ударов) показывает его характер.
Так как характер определяется откликом на испытания, мы помним многих библейских героев именно благодаря их героизму или неудачам в отдельные моменты конкретных испытаний. Адам и Ева знамениты прежде всего своей неспособностью пройти испытание, перед которым поставил их змей в саду. Мы помним Авраама, благодаря его верности, когда он готов был принести в жертву Исаака; Иосифа – из-за его сопротивления сексуальному греху; Даниила – потому что он молился, несмотря на угрозу быть брошенным в львиный ров; Руфь – потому что та была верна своей свекрови, а Есфирь – из-за ее верности своему народу. Одна из наиболее важных сторон характера и личности Иисуса, проявляющихся в евангелиях, связана с тем, как Он выдерживал постоянные испытания, предлагаемые Ему людьми и обстоятельствами в годы публичного служения.
Если мы согласимся с центральным положением мотива испытания для самого повествования, будет практически невозможно классифицировать вещи, которые служат испытанием для людей. Все в жизни испытывает нас. Нас испытывают внешний мир природы и погода. Нас испытывают конкретные люди, а также вся общественная среда. Личные отношения – это испытание нашей искренности и верности, они определяет черты нашего характера. Конечно, Библия (как и литература в целом) склоняется к тому, чтобы показывать персонажей во время испытаний в необычных, экстраординарных обстоятельствах – например, в пути, а не в повседневной домашней обстановке, или при встрече с личным врагом, а не во время беседы с супругом или другом. Однако реализм Библии помогает нам понять, что наша сущность заключается в наших откликах на события, составляющие нашу жизнь в мире.
Если в мотиве испытания в Библии и есть что-то исключительное, то это испытания, которым Бог подвергает людей, и наоборот. В соответствии с провиденциальной предпосылкой Библии о том, что все события в жизни человека в конечном итоге посылаются ему Богом, получается, что Бог испытывает людей. Прямо об этом говорится всего более десяти раз, но невозможно читать библейские рассказы, не воспринимая события, испытывающие характер людей, как исходящие от Бога, для определения морального и духовного состояния героев. Обратное также возможно: люди испытывают Бога. Обычно такие испытания изображаются как негативные, и основная их часть происходит в период блужданий исхода (хотя мы можем вспомнить также предостережение Иисуса, обращенное к сатане во время искушений в пустыне: «Не искушай Господа Бога твоего» [Мф.4:7]).
В нескольких местах Библии дается объяснение сущности и цели испытания, и именно в этом контексте мы понимаем его. В 1Кор.10:13 нам сообщается, что:
1) испытания, которым подвергается человек, не уникальны, но являются «человеческими»,
2) Бог не позволит людям «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Здесь нас призывают стать читателями своих жизненных историй, чтобы определить свою сущность и принять соответствующие меры по ее исправлению, если это необходимо. Кроме того, испытание способствует формированию характера (см. ВОЗРАСТАНИЕ, ПРЕУМНОЖЕНИЕ): «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2–4). В Послании к евреям, обращенном к христианам, которые подвергаются гонениям, также подчеркивается необходимость устояния как добродетели, важной для прохождения испытания (Евр.3:6; 4:14; 10:23). Наконец, цель самой жизни связана с мотивом испытания: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).
В Рим.5:3–5 перечисляется иерархическая последовательность особых добродетелей, к которым приводит нас страдание: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». В послании в качестве примера человека, «твердого в вере», приводится Авраам, выдержавший испытание двадцатипятилетним ожиданием рождения обещанного сына (Рим.4:20).
См. также: ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; ИСПЫТАНИЕ, СУД; КРЕСТ И ВЕНЕЦ; ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕВЗГОДЫ, ИСПЫТАНИЯ.