Искуситель, искушение
(Tempter, temptation)
Неудивительно, что в книге, где много говорится о добре и зле и о необходимости для людей выбирать между ними, мотив искушения довольно распространен. Корень слова показывает, что искушение – это испытание, отклик человека на которое показывает его истинный характер. Истории об искушении, таким образом, могут рассматриваться как отдельная категория внутри архитипической темы испытания. История искушения отличается определенными особенностями. В ней два основных действующих лица – искуситель (основная черта которого – хитрость) и жертва искушения (часто доверчивая или слабовольная). Действие состоит из трех основных мотивов: процесса манипуляции, в ходе которого искуситель уговаривает жертву совершить нечто запретное или неправильное; процесса реагирования жертвы на искушение (обычно вначале она сопротивляется, но потом постепенно уступает) и финала, когда жертва либо посрамляет искусителя, либо соглашается совершить запретное действие. Большинство историй об искушении заканчивается победой искусителя, но это не единственная возможность.
Коварство искусителя. Самая знаменитая история об искушении в Библии – рассказ о событиях, предшествующих грехопадению Адама и Евы (Быт.3:1–6). Несмотря на краткость, она содержит все необходимые составляющие. Хитрость искусителя заключается в том, что он говорит о Божьем запрете трогать плоды дерева в форме недоверчивого вопроса (Быт.3:1), оспаривает слова Бога о непосредственном наказании за непослушание (Быт.3:4) и приводит женщине причины, по которым стоит желать запретного плода (Быт.3:5). Постепенно сдавая позиции, Ева расширяет изначальный запрет, включая в него слова, которых Бог не говорил («и не прикасайтесь к ним» [Быт.3:3]), и приводит три безупречные причины для вкушения запретного плода, размышляя о возможности сделать это (Быт.3:6). Ева и Адам поддаются искушению, о чем рассказывается с подробностями: «И взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).
В Новом Завете с историей искушения Адама и Евы перекликается другая, предвещаемая первой и уравновешивающая ее, – история искушения Иисуса сатаной в пустыне (Мк.1:13; Лк.4:1–13). Христос, второй Адам, устраняет последствия поступка первого Адама, посрамив сатану и лишив его окончательной победы. Говоря словами Джона Мильтона, здесь вновь обретается рай, взамен потерянного. Обычные составляющие истории присутствуют и здесь, это хитрый искуситель, который может цитировать Писание в своих целях, решительный и последовательный отпор предполагаемой жертвы и заключение – поражение сатаны.
В Библии есть и другие примеры историй искушения. В истории об Иосифе жена Потифара – архитипическая обольстительница, которая искушает Иосифа совершить прелюбодеяние; Иосиф сопротивляется искушению, но теряет положение при доме Потифара (Быт.39:6–20). Менее добродетельным оказывается наивный «неразумный юноша» из Притч.7:7, который, будучи завлеченным ищущей приключений прелюбодейкой, «пошел за нею, как вол идет на убой» (Притч.7:22). Еще одна классическая история об искушении с сексуальным оттенком – это история Самсона и Далиды (Суд.16), построенная по плану «три плюс один»: намеченная жертва сопротивляется искушению трижды, но потом терпит трагическое поражение.
Во всех этих историях ключевую роль играет искуситель. Если это женщина, мы имеем архетип искусительницы. В Библии представлена запоминающаяся галерея искусительниц (хотя Ева не принадлежит к их числу, она была включена туда в постбиблейских преданиях), помимо уже упомянутых. Жена Иова искушает своего страдающего мужа «похулить Бога, и умереть» (Иов.2:9). Иезавель искушает своего мужа нечестным образом забрать понравившийся ему виноградник (3Цар.21). Языческие жены Соломона постепенно «склонили сердце его к иным богам» к концу его жизни (3Цар.11:4). Неудивительно, что автор Екклесиаста утверждает: «Нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы» (Ек.7:26). В Притчах воплощенное безрассудство искушает прохожих «обратиться» и принять участие в ее пышном пире глупцов (Притч.9:13–18).
Искушения извне и изнутри. Помимо полномасштабных историй искушения, в которых действием руководит агрессивный искуситель, мы можем найти этот мотив и в других многочисленных местах Библии, в более кратком виде, когда обычно жертву искушают обстоятельства и внутренние желания, а не некий внешний агент искушения. Сексуальное искушение – один из примеров подобного искушения в Библии. Вирсавии не нужно заигрывать с Давидом, чтобы стать причиной его сексуального искушения; красоты ее обнаженного тела достаточно, чтобы взволновать его (2Цар.11). Иуда (Быт.38) и Самсон (Суд.14:5–16:1) – другие примеры мужчин, уступивших своим желаниям при виде привлекательных женщин, легкой добычи сексуального искушения. Средство против таких искушений – верный брак: «Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2).
Крупнейшая категория героев Библии, поддавшихся внутренним искушениям, – те, кто не смог сопротивляться привлекательности материальных благ и пал жертвой жадности. Этот мотив появляется впервые, когда Лот выбирает материальное процветание, представленное хорошо орошенной долиной реки Иордан, ценой духовного компромисса (Быт.13). Среди героев, искушаемых жадностью, любовью к деньгам или богатству, можно упомянуть Ахана (Нав.7), Ахава в истории с виноградником Навуфея (3Цар.21); богатого молодого человека, который «отошел с печалью, потому что у него было большое имение», когда Иисус сказал ему, что, чтобы стать учеником, нужно продать все имущество и раздать деньги бедным (Мф.19:22); богатого земледельца из притчи Иисуса, поддавшегося искушению собирать сокровища для себя, а не «в Бога богатеть» (Лк.12:21); Иуду, предавшего Иисуса за тридцать серебряных монет, а также Ананию с Сапфирой (Деян.5:1–11). Принимая во внимание готовность людей поддаться искушению материальным, неудивительно, что Павел говорит: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9).
Амбиции также могут оказаться искушением для власть имущих, которые жаждут могущества и руководящего положения. Таким человеком был царь Саул, который поддался искушению упрочить свою популярность среди последователей и разрешил им поделить между собой лучшую добычу вопреки приказу Бога (1Цар.15). Авессалом, на которого произвела впечатление его собственная популярность, поддался искушению восстать против отца и захватить царство (2Цар.15:1–12). Ироду Агриппе I вскружило голову его царское одеяние, когда он позволял людям воздавать себе почести «Бога, а не человека» (Деян.12:22). Искушение, обращенное к гордости правителя, – основная тема повествования Иезекииля о внутреннем искушении и падении царя Тира (Иез.27–28), где образы даже перекликаются с образами изначального искушения и грехопадения сатаны.
Искушением для людей в Библии является также ложное поклонение. Искушение идолопоклонством – ведущий лейтмотив ветхозаветной истории. В Новом Завете ему соответствует отступничество – отпадение от недавно основанной христианской веры и следование разным видам лжеучений и нехристианскому образу жизни. Так, Павел выражает опасение, «чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» (1Сол.3:5), а в Послании к евреям выражено явное беспокойство, как бы читатели, бывшие иудеи по религиозным практикам и верованиям, не «отпали» от христианских убеждений (Евр.2:1).
Иногда искушение совершить нечто дурное может возникнуть у человека из-за инстинкта самосохранения. Такова история отречения Петра от Иисуса: несмотря на намерения Петра, его желание спастись побудило его трижды отречься от верности Иисусу.
Хотя мы справедливо считаем тему искушения повествовательным мотивом, она присутствует и в некоторых неповествовательных частях Библии. Например, в Псалтири часто говорится, что у грешных угнетателей возникает искушение думать, что Бог не видит их поступков или не вмешается. «Корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет; во всех помыслах его: “нет Бога!”» (Пс.9:24–25). Хулители «утвердились в злом намерении... говорили: кто их увидит?» (Пс.63:6–7). Короче говоря, искушение приводит людей к разочарованию, потому что оказывается: Бог видит их и вмешивается (Пс.63:8). В Пс.72 у людей возникает искушение спрашивать о надменных богачах: «Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» (Пс.72:11). Автор этого псалма проходит через кризис веры, подвергаясь искушению завидовать процветанию богачей и думать, что благочестивая жизнь не стоит затрачиваемых усилий.
Скрыто тема искушения присутствует в основе некоторых ветхозаветных притчей. Фактически, Книга Притчей – объемная картина всего, что угрожает благочестивой жизни. Мы читаем между строк, что молодой человек, к которому обращена книга, сталкивается с более или менее регулярными искушениями – связать свою судьбу с насильниками, не слушаться наставлений отца, предпочесть безумие, а не мудрость, предаваться сексуальным наслаждениям с заблудшей женщиной, лениться, а не трудиться, незаконно зарабатывать себе на жизнь, заниматься нечестным бизнесом, быть несдержанным и ссориться, пить вино. Ветхозаветная литература премудрости советует выбирать одно, а не другое, на что часто указывает антитетический параллелизм (напр., «Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен» [Притч.14:17]).
Анатомия искушения в Библии. Из библейских историй об искушении можно составить общее представление о динамике его действия. Искушение, в первую очередь, существует потому, что в моральном и духовном мире, по мнению библейских авторов, все время происходит великая битва между добром и злом. Люди, живущие в греховном мире, каждое мгновение находятся в состоянии трансцендентного кризиса: Бог, а одновременно с ним – сатана и зло требуют от человека верности. Итоги этой мысли подводятся в мотиве двух дорог или двух путей в литературе мудрости. Кроме того, истории искушения в Библии сообщают, что могущество и привлекательность зла велики.
Само искушение – это недостаток самоконтроля, уступка, разрешение кому-то управлять собой. Человек, допускающий, чтобы его «уловляли собственные беззакония его», сталкивается с одной основной проблемой: «в узах греха своего он содержится, он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч.5:22–23). Павел следующим образом анализирует происходящее, когда женатые люди впадают в прелюбодеяние: сатана искушает их собственным «невоздержанием» (1Кор.7:5).
Считается, что в этом великом столкновении добра и зла у человека есть выбор; фактически, такова судьба всех людей. Никто не обязан уступать искушению. Люди сами выбирают этот путь. Истории о благополучно выдержанных искушениях, как в случае отказа Давида покончить с преследовавшим его царем, доказывают, что у людей есть свобода выбора, что они могут сопротивляться искушению. Об этом ясно говорится в 1Кор.10:13: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Ставки в момент искушения весьма велики. Образы, связанные с уступкой искушению, губительны и внушают трепет. Часто результатом уступки становится буквальная или фигуральная смерть. Короткий список подобных образов приведен в Притч.7:21–27: поддаться искушению все равно что быть волом, которого ведут на бойню; оленем, которого пронзят стрелой; птицей, пойманной в силки; это односторонний билет «в преисподнюю».
Наконец, несмотря на все внешние обстоятельства и агентов, которые воздействуют на сознание людей и подталкивают их ко злу, они не заставляют никого впасть в искушение; они только предоставляют возможность морального выбора. Враг находится внутри, как ясно видно из Послания Иакова: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть» (Иак.1:14–15). Поэтому средство не впасть в искушение – внимательно присматриваться к своему сердцу и душе: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притч.4:23).
См. также: ГРЕХ; МОТИВ ИСПЫТАНИЯ; ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ; ОТСТУПНИЧЕСТВО; САТАНА.