ИСПОЛИН, ВЕЛИКАН
(Giant)
Исполины оказывали на человеческое воображение большее влияние, чем об этом можно судить по числу упоминаний в Библии, где рассказы о них в значительной степени окружены тайной. Поэтому следует с самого начала отметить, что в наших глазах представление о них связано с тайной, то есть с чем-то, что мы не в состоянии до конца понять.
В различных английских переводах словом «исполин» передаются четыре еврейских слова. Нефилимы (nepilim) были таинственными допотопными существами (Быт.6:4), известными нам благодаря выразительной фразе: «В то время были на земле исполины». Енакимы (enaqim) были высокорослыми обитателями Ханаана, жившими там до израильтян (Втор.2:10–11, 21; 9:2), которых соглядатаи назвали сынами Енаковыми (Чис.13:34). Рефаимы (repaʿim) тоже жили в Ханаане до израильтян (Втор.2:11; 3:11–12), но не обязательно были гигантского роста. Наконец, гибборами (gibbor) называли воинов-победителей или сильных людей, хотя и не ясно, были ли они огромного роста. За возможным исключением окутанных тайной нефилимов, все библейские великаны были высокорослыми людьми, которых это их качество делало опасными на поле боя. О военном значении библейских великанов свидетельствуют упоминания о них в контексте батальных сцен (2Цар.21:16–22; 1Пар.20:4–8).
При чтении рассказов с описанием высокорослых жителей Ханаана следует иметь в виду, что евреи не отличались крупным телосложением. Это подтверждается докладом большинства соглядатаев, вернувшихся из Ханаана: они сказали, что там живут «люди великорослые», а «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:33–34).
Образ великанов становится более выразительным, когда мы переходим от рассмотрения их категорий к конкретным личностям. Нимрода, который «начал быть силен на земле» и «был сильный зверолов пред Господом» (Быт.10:8–9), можно, по-видимому, считать великаном. Учитывая связь между рефаимами и землей Васанской, царь Васана Ог тоже, возможно, принадлежал к числу великанов. У него была огромная железная кровать более тринадцати футов в длину и шести футов в ширину (Втор.3:11). Даже если она служила выражением царского великолепия, а не была предметом необходимости, эта картина способствует представлению об Оге как о великане. Самый известный в Библии великан – филистимлянин Голиаф, само олицетворение необычайных роста и силы (1Цар.17). В приведенном в Иез.32:17–32 списке сильных воинов, падших в преисподнюю, встречаются имена на еврейском языке, которые иногда переводятся как «исполины».
Великаны служат в Библии отрицательными образами. Они бывают более сильными в битве, но это неугодные Богу язычники. Они внушают страх Божьему народу, но любопытно, что (за исключением Нимрода) Бог всегда повелевает Своему народу истреблять их, и он делает это. Вряд ли будет преувеличением сказать, что в Библии великаны показаны высокорослыми человеческими экземплярами, находящимися на грани исчезновения. В этих образах есть также оттенки гротескного уродства, как, например, в описании великана в Гефе, который был «человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре» (2Цар.21:20). Судьба этого монстра может служить примером, как вели себя эти великаны и что делал Бог в ответ: «И он поносил Израильтян; но его убил Ионафан» (2Цар.21:21).
См. также: ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА; ЧУДОВИЩА.