Искупление как избавление от зависимости
(Redeem, redemption)
В Библии образ и понятие искупления рассматриваются как конкретный мотив в рамках общей темы спасения. Большинство случаев употребления слова искупление и его вариантов приходится на Ветхий Завет. Суть образа выражается в уплате цены за возвращение того, что иначе было бы утеряно. Поэтому в искуплении подразумевается двойной смысл: освобождение и возвращение, а также цена, которую надо уплатить. При переходе от Ветхого к Новому Завету в этом понятии просматривается очевидное изменение.
Искупление в иудейском законе. Поводов для искупления в библейском мире было достаточно. В Древнем мире как таковом освобождение взятых в плен воинов производилось посредством выкупа. В «кодексе святости» в Книге Левит приводится множество примеров искупления. Проданного в рабство несостоятельного человека можно было впоследствии выкупить, если изменялись финансовые возможности семьи (Лев.25:39–55); то же самое касалось имущества или дома, когда они продавались из-за острой нужды в деньгах (Лев.25:25–34), и аналогичное положение устанавливало, что землю нельзя продавать навсегда и что она может быть предметом возможного выкупа (Лев.25:23–24). Если вол забодал человека до смерти, его хозяин, не будучи повинным в умышленном убийстве, мог заплатить выкуп (Исх.21:30–32) и тем самым обойти закон, требовавший побития хозяина камнями (Исх.21:29).
Другой сферой обрядового искупления было освящение первенцев (см. ПЕРВЫЙ) мужского пола как у людей, так и у животных: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать; вол ли то, или мелкий скот, – Господни они. Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей» (Лев.27:26–27). Суть в том, что первенцев животных в силу их принадлежности Богу можно было возвращать себе или использовать в обычной жизни только после уплаты определенной цены (ср. также с овном, послужившим заменой Исаака в Быт.22, и с пасхальным агнцем, спасшим жизнь еврейских первенцев в ночь десятой казни в Египте).
Согласно ветхозаветному закону, существовало три способа возвращения утраченной собственности. Во-первых, выкупить проданное мог родственник (Лев.25:48–49). Наглядным примером такого искупителя служит Вооз, исполнивший эту роль в Книге Руфь (Руф.2:20; 3:9). Во-вторых, если к продавшему возвращался достаток, он сам мог выкупить утерянную собственность или самого себя из рабства (Лев.25:26–27, 49). В-третьих, если искупление не происходило этими двумя способами, надо было ждать юбилейного года, когда собственность должна была возвращаться первоначальному владельцу (Лев.25:10, 28).
Ветхозаветная система искупления распространялась на все стороны жизни. Все – животные и люди – нуждались в искуплении по тому или иному поводу (напр., первенцы, посвященные для особой цели, проданные). Выкупать можно было агнцев (Исх.13:13), рабов (Исх.21:8), ослов (Исх.13:13). Выкупить можно было женщину (Лев.19:20), а когда Ионафан неумышленно ослушался повеления отца, чтобы воины не ели во время преследования филистимлян, люди выкупили его (1Цар.14:45).
В образе искупления есть три аспекта: 1) «зависимость» или особые обстоятельства, от которых человека, животное или другой объект следует освободить; 2) уплата цены искупления; 3) наличие посредника, через которого происходит искупление. Эта система могла меняться с наступлением юбилейного года, когда рабы должны были освобождаться и собственность возвращаться к первоначальному владельцу. Хотя, судя по всему, принцип юбилейного года на деле никогда не применялся, в тексте Ветхого Завета он служит идеалом.
В ветхозаветном Моисеевом законе искупление имело прежде всего нравственный смысл, подкрепленный правовыми установлениями и предусмотренными санкциями. Его цель заключалась в установлении определенных правил человеческих взаимоотношений. Но, как часто бывает в Библии, духовный смысл основывался на физическом и нравственном, и искупление первородного ребенка, считавшегося собственностью Бога, служит примером перехода из нравственной категории в духовную.
Исход. Центральный образ духовного искупления в Ветхом Завете – спасение Богом Своего народа, выразившееся в его выводе из Египта. В Ветхом Завете этому искуплению придается смысл не просто избавления или освобождения. Библейские авторы стараются ясно подчеркнуть, до какой степени исход был искуплением в понимании их культуры и Моисеева закона. Этот закон требовал участия посредника в качестве искупителя. В исходе Бог стал Искупителем Своего народа. Еще до начала этого события Бог заявил: «Я... избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими» (Исх.6:6). Позднее, напоминая об этом событии, Моисей использовал те же образы: «Но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор.7:8). Такая же символика сохранялась и далее в воспоминаниях израильтян об исходе (2Цар.7:23; 1Пар.17:21; Мих.6:4 и т.д.).
Бог как Искупитель. Выходя за рамки конкретного искупления во время исхода из Египта, Божье искупление Своего народа находит обобщенное выражение в образе духовного спасения. В Библии Бога называют Искупителем более 25 раз. Читаем об искуплении Богом души или жизни человека от «могилы» (Иов.19:25; Пс.102:4). Люди взывают к Богу об избавлении (Пс.30:6; 43:27; 68:19; 118:134). В Ветхом Завете избавление происходит от таких разных опасностей, как угнетение (Пс.77:42; 118:134), «рука врага» (Пс.106:2; ср. Мих.4:10), грех (Пс.129:8), «рука злых» (Иер.15:21; ср. Иер.31:11) и смерть (Ос.13:14).
Две памятные картины искупления в Ветхом Завете связаны с брачными отношениями. Действие в Книге Руфь основывается на роли Вооза как родственника-искупителя (goʾel) в отношении Руфи, то есть ближайшего родственника, взявшего на себя финансовые и общественные обязательства в браке с Руфью, чтобы заботиться о ней и о потомстве от нее. В том же духе Осия выкупает свою жену-прелюбодейку Гомерь как символ искупления Богом Израиля (Ос.3).
Некоторые библеисты полагают, что Божье избавление Израиля в Ветхом Завете подразумевает элемент уплаты цены, необходимой по нравственно-правовому кодексу, но достаточных доказательств для этого нет. Хотя в словах, что Бог освободил Свой народ «мышцею простертою и судами великими» (Исх.6:6), выражается приложение определенного усилия, это не то же самое, что уплата цены. Божье искупление в Ветхом Завете, в первую очередь, связывается с образом Бога как Искупителя и освобождением, а не с ценой, уплаченной Богом. Картина резко меняется в Новом Завете.
Искупление в Новом Завете. Новозаветный образ искупления более сотериологический, чем ветхозаветный. Первое новозаветное упоминание об искупительной надежде на избавление от вражьих сил (см. ВРАГ) выражается языком, напоминающим Божье освобождение в исходе: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему» и что «спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк.1:68, 71). Искупление становится обычным образом, с помощью которого новозаветные авторы обозначают спасение, и в нем подразумевается уплата цены. Образы выкупа и жертвы служат неотъемлемой частью общей картины.
Хотя средневековое понимание искупления основывалось на предпосылке, что Христос уплатил цену сатане за приобретение Своей собственности, эта предпосылка не находит подтверждения в Новом Завете. Христос одержал верх над сатаной в открытом поединке (мотив победы Христа, см. ТРИУМФ, ПОБЕДА), но Он ничего не был должен сатане и ничего не платил. На самом деле Христос искупил Своих последователей от греха, власти закона и смерти. Согласно Новому Завету: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Грешники – «рабы греха и смерти» (Рим.6:16; ср. Рим.6:23). Это духовная зависимость, от которой грешников необходимо освободить, и в образах этого искупления отражается ветхозаветное представление о цене освобождения рабов. Поэтому читаем об «искуплении во Христе Иисусе» (Рим.3:24), Который «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13). Христос пришел, «чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5), и «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит.2:14). Один из самых ярких образов – образ Бога, «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:13–14).
В новозаветных образах искупления подчеркивается не только необходимость посредника для заключения сделки, но и уплата цены. Лейтмотивом служат слова, что «вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20; 7:23). Ценой стала искупительная смерть Христа. Поэтому читаем об «искуплении во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления» (Рим.3:24–25). Или о Христе, «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф.1:7). Сам Иисус сказал, что Он пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45). Цена духовного искупления намного выше стоимости денег, а его результаты намного превосходят ветхозаветные ожидания: «со страхом проводи́те время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет.1:18–19).
Новозаветные образы искупления в основном относятся к искуплению, уже совершенному на кресте, но есть и эсхатологические моменты, касающиеся предстоящего полного искупления. Когда появятся знамения времен, говорит Иисус, «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:28). Павел изображает христиан внутренне стенающими в ожидании «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Святой Дух «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф.1:14). Кроме того, верующие «запечатлены» Святым Духом «в день искупления» (Еф.4:30).
См. также: ВЫКУП; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИЗБАВЛЕНИЕ; ИИСУС ХРИСТОС; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; СПАСЕНИЕ.