Спасение
(Salvation)
В библейских образах спасения выражается то, что Бог сделал, делает и будет делать для мужчин и женщин, страдающих от бедствий, смертности и бессмысленности человеческого положения. Образы спасения связаны как с активным процессом, так и с его конечным результатом, и соотносятся как с глаголом (спасать), так и с существительным (спасение), хотя в данной статье основное внимание уделяется второму понятию.
История спасения. Библия – по сути своей рассказ о творении, созданном по образу Божьему (человек), основная проблема которого заключается в грехе; центральное действующее лицо этого рассказа – Христос (см. ИИСУС ХРИСТОС), а главная сюжетная линия – история спасения. В Библии рассказывается о первоначальном положении (рай, см. САД), которое было нарушено (грехопадение), о последствиях этого нарушения (грех, смерть), о том, что сделано для преодоления этого противоречия (крест), и о разрешении проблемы (воскресение и Пятидесятница), которое даже улучшает изначальное положение. Это загадочная история, ибо до появления Христа было не ясно, каким образом Бог может спасти нечестивых (Мк.4:11; Еф.1:9). Логика и цель спасения раскрываются по ходу рассказа: в начале оно касалось отношений Бога с детьми Авраама (то есть с Израилем), в середине внимание перемещается на Иисуса и Его последователей, а в конце оно охватывает язычников и весь сотворенный порядок.
Первый намек на спасение мы видим после рассказа о грехопадении, когда Бог сказал змею: «Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15), – хотя личность Спасителя и средство преодоления грехопадения становятся ясными только в Новом Завете. Однако слова «будешь жалить его в пяту» уже указывают на цену спасения, на крест спасения и на Христа спасения. В библейском рассказе показаны не только дела и результаты спасения, но и его кульминация, а именно брак Агнца Божьего с Его невестой, Церковью (Откр.19:6–9). Между началом и концом рассказа сюжет охватывает историю Израиля и достигает высшей точки в Страстях Иисуса Христа, когда спасение совершается раз и навсегда, и в жизни церкви, в которой спасение прославляется и провозглашается. Библия заканчивается образом Едема – описанием дерева жизни – и обещанием Спасителя завершить уже произведенное Им служение спасения: «Ей, гряду скоро!» (Откр.22:20).
История спасения состоит из двух основных частей. В первой излагается история Израиля: спасительное событие (исход) и его последствия (жизнь в обетованной земле). В Ветхом Завете рассказывается об освобождении из плена и от угнетения, апогеем которого служит переход через Красное море. Во второй части описывается новый исход – смерть Иисуса или Его «исход» из этой жизни (Лк.9:31) и последствия этого события (жизнь в обещанном Духе). В Новом Завете рассказывается о новом освобождении, избавлении от рабства греху благодаря уходу Христа из этой жизни (Рим.6:9; Еф.1:7; Кол.1:20) и «красному морю» крови, пролившейся с Его креста. Излившаяся на крест жизнь Христа – это «сила Божия ко спасению» (Рим.1:16).
Спасение от. В библейских образах спасения показывается переход от потребности к ее удовлетворению, от проблемы к ее разрешению – это образы движения. Во Втор.26:5–9 кратко описаны оба аспекта: спасение из Египта, ведущее к жизни в обетованной земле.
Для понимания смысла спасения необходимо иметь хоть какое-то представление, от чего человек спасается – это могут быть внешние, физические или внутренние, духовные угрозы. Бог спасает, в первую очередь, от злого рока и бедствия, от природных или национальных катастроф, от врагов или враждебных сил. Псалмопевец просит спасти его от разгрома враждебными народами (Пс.43); ученики Иисуса просили спасти их от волн, угрожавших перевернуть лодку (Мф.8:25; см. ВОДА). Во-вторых, спасти можно от болезни и физических недостатков (Мк.5:28, 34; Иак.5:15). Во многих псалмах содержатся «песни избавления», в которых спасение связывается только с Богом (напр., Пс.17; 29; 30; 33; 45; 90; 104; 105; 117; 135).
Библейские авторы пишут также о спасении от духовных опасностей: от сатаны, от Божьего гнева и от греха. Изгнание бесов Иисусом было знаком того, что Он обладает силой избавлять людей от одержимости бесами и от власти сатаны (Мк.3:23–27; Лк.8:36). Столь же важное значение имеет спасение от Божьего гнева, который обрушивается на грешников (Рим.5:9–10) и от дня Божьего суда (Рим.2:5; 1Фес. 2:16; см. ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ). Но намного чаще речь в Новом Завете идет о спасении от греха («... и наречешь ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их», Мф.1:21). Если быть точным, человек спасется от наказания за грех (Лк.7:48, 50), от власти греха (Рим.6:12–14) и от пристрастия ко греху в жизни (1Ин.3:9–10; 5:18).
Спасение к. Тогда как глагол спасти соотносится с какой-то физической или духовной опасностью, в существительном спасение подразумевается положительный результат Божьих спасительных дел. В целом человек спасается от зависимости и приводится к состоянию благополучия или благословения. В частности, состояние благополучия изображается в Библии с помощью трех образов.
Во-первых, спасение изображается как освобождение (см. ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА). Бог Израиля есть Бог Спаситель, потому что это Бог, Который освобождает (Исх.20:2). Иисус также был послан «отпустить измученных на свободу» (Лк.4:18). Павел писал о «свободе, которую даровал нам Христос» (Гал.5:1), и заявлял, что христиане освобождены от требований закона, чтобы быть свободными любить и служить (Гал.5:13–14).
Во-вторых, благословение спасения изображается в категориях здоровья и цельности. В soteria – самом распространенном новозаветном термине спасения – подразумеваются образы здоровья, цельности и крепости. В Мк.2:17 Иисус показан «врачом». Служение Иисуса было направлено на исцеление людей. В служении Иисуса физический и духовный аспекты чудес исцеления тесно взаимосвязаны: когда Иисус исцелял, происходили физические и духовные преобразования. Исцеления, которые совершал Иисус, были знамениями как Его спасительной силы, так и природы спасения (СМ. БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ).
Третий связанный со спасением образ – мир, или shalom – встречается, в основном, в пророческой литературе. Сообщество спасенных пророки изображают живущим в мирном и справедливом обществе, в котором царят мир и гармония, и «не поднимет народ на народ меча» (Ис.2:2–4; Мих.4:1–4; Зах.2:6–12).
Спасение в. Особенностью Нового Завета служит еще один важный образ благословенного состояния: союз со Христом. В данном случае можно говорить о спасении в, ибо спасение связывается со Спасителем во множестве образов: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17). Иисус – краеугольный камень и основание, «на котором все здание, слагаясь стройно... на котором вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:21–22; ср. Кол.2:7; 1Пет.2:4–5). К числу других аналогичных образов относятся образы мужа и жены (Еф.5:31–32; Откр.19:7; см. БРАК), виноградной лозы и ветвей (Ин.15:1–10; Кол.2:6–7) и связи головы с телом (1Кор.6:15, 19; Еф.1:22–23).
Не только спасенные пребывают во Христе, но и Христос в них: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19–20; ср. Ин.14:20; 1Ин. 4:16; Еф.3:17).
Смысл спасения. Преимущества союза со Христом описываются по-разному. Представляется целесообразным разделить многочисленные библейские образы на три отдельные категории: новое положение, новая личность, новый образ жизни. Спасение показано в Библии явлением в трех измерениях.
Новое положение: спасение как объективное изменение. Спасение означает, прежде всего, изменение правового положения, обретение новых прав (и обязанностей) в результате союза со Христом. Новое положение, полученное благодаря Божьему спасительному служению, изображается с помощью четырех основных образов.
Понятие искупления вызывает в воображении образ рыночной площади. В Ветхом Завете искупление было обычаем, позволявшим родственнику освободить члена семьи из рабства путем уплаты выкупа (Исх.21:30). Искупление означало сделку, когда какой-то предмет или человек выкупался за плату. Например, невнимательный хозяин вола, забодавшего человека до смерти, мог избежать наказания смертью, уплатив выкуп «за душу свою» (Исх.21:29–30).
Яхве рассматривался как Искупитель Израиля (Втор.13:5; Ис.49:26). Иисус тоже обращался к образу искупления для объяснения природы Своего служения и Своей смерти: «Ибо и Сын Человеческий... пришел... отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45). Термин искупление Лука использует в общем смысле спасения (Лк.1:68; 2:38; 21:28; 24:21). Павел тоже пользуется образом искупления (Рим.3:24; 1Кор.1:30; Гал.4:5; Кол.1:14) и заявляет, что ценой нашего искупления была Кровь Христа, символизирующая небесную жизнь: «... в Котором мы имеем искупление Кровию Его» (Еф.1:7; ср. Евр.9:12–15; 1Пет.1:18–19). «Ибо вы куплены дорогою ценою», – напоминает Павел своим читателям (1Кор.6:20).
Оправдание – это образ, заимствованный из судебной практики. Оправдание означает, что судья признает обвиняемого невиновным. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25). В этом случае спасение тоже подразумевает обретение нового положения, то есть освобождение, которое следует за вынесением оправдательного приговора: «не виновен». Павел дает ясно понять, что грешники объявляются праведными на основании не их собственных заслуг или достижений (дел), а их положения «во Христе»: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1; ср. Рим.3:21–31; Гал.3:11; Еф.2:8–9). Оправдание, как и искупление, обусловливается пролитой Кровью Христа, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25; ср. Рим.5:8–9). Новое положение, полученное благодаря оправданию, выражается в прощении грешников, которые во Христе.
Спасение означает также усыновление или включение в Божью семью (Исх.4:22; Ос.11:1; Гал.4:5–7). Процесс усыновления связан с воздействием Святого Духа, Которого Павел назвал «Духом усыновления» (Рим.8:15). Спасенные становятся членами Божьего Царства и своими Богу. Человек – не дитя Божье по природе, и в образе усыновления подчеркивается благодать спасения. В образе усыновления союз с Богом понимается как доступ ко всем привилегиям, связанным с положением законных детей Бога, «наследников Божиих, сонаследников же Христу» (Рим.8:17; ср. Еф.1:13–14).
Наконец, Павел изображает новое положение спасенных с помощью образа из области личных взаимоотношений – примирения (см. ВОССОЕДИНЕНИЕ), когда прежняя отчужденность преодолевается или устраняется. Все люди – по природе враги Бога вследствие греха (Рим.5:10; Кол.1:21). Бог тоже отчужден от человеческих существ, так как Он испытывает праведный гнев (Рим.1:18). Но смерть Иисуса Христа побеждает грех и отвращает Божий гнев: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19; ср. Еф.2:16). Благодаря этому примиряющему служению пребывающий во Христе восстанавливает отношения с Богом и вслед за Авраамом может именоваться «другом Божиим» (Иак.2:23).
Новая личность: спасение как внутреннее изменение. Во-вторых, пребывающий во Христе претерпевает внутреннее обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17). Спасение означает новое субъективное состояние, обретение не только нового объективного положения, но и новой личности. Наиболее ярким образом этого внутреннего Преобразования служит, пожалуй, метафора Иисуса о рождении свыше (Ин.3:3–7; ср. 1Пет.1:23). Потребность в таком внутреннем обновлении осознавалась псалмопевцем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). Пророки тоже предвидели время национального обновления и духовного очищения (Иез.36:25–28), когда Бог заключит новый завет и напишет Свой закон на сердцах людей (Иер.31:31; Ос.6:1–3). Павел понимал крещение как знамение возрождения: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых... так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4; ср. 2Тим.2:11).
Воскресение Иисуса – это знамение уже установившегося нового порядка. Коль скоро верующие участвуют в воскресении Христа, Павел пишет о «новом человеке» (Еф.2:15). Мужчин и женщин «во Христе» Павел призывает отложить прежний образ жизни ветхого человека, «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:23–24; ср. Кол.3:9–10; Рим.12:1–2). В образе «нового человека» подразумеваются новая сила и новая ориентация, которые Павел характеризует как обновление Божьего образа в людях по примеру Христа. Рождение свыше означает присоединение к новому человечеству второго Адама, большее христоподобие через обновление внутренней природы Святым Духом (Ин.1:13; Тит. 3:5).
Новый образ жизни: спасение как изменение поведения. Спасенные посредством соединения со Христом, рождения свыше и дара Духа Христова должны жить иначе. Преобразование претерпевает не только их природа, но и поведение и межличностные отношения: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:25). В 1 Иоанна особо подчеркиваются нравственные и духовные последствия рождения свыше: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин.3:9). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6).
Иаков учит, что спасение предопределяет новый образ жизни, и даже призывает к совершению «дел», служащих доказательством веры (Иак.2:24). Спасение принимается верой, но выражается в добрых делах (2Тим.2:21–22). Иисус предал Себя за церковь не только для того, чтобы изменить наше правовое положение пред Богом, но и «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова... дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25–27; ср. Евр.9:14). Спасенные свидетельствуют о своей новой природе хождением в Духе и, в частности, своей любовью друг к другу: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.4:7).
Совершитель спасения. Никакие дела людей не могут сами по себе изменить их правовое положение пред Богом, создать новую природу и радикально переориентировать их поведение. Люди не могут спасти себя сами (Рим.3:24; Тит. 3:5). Спасение дается либо Самим Богом, либо представителем Бога: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:11). Бог есть высший источник спасения (Пс.24:5; 64:6) – Спаситель (Пс.105:21) и само спасение (Пс.117:14; Ис.12:2).
В Ветхом Завете спасительной помощи ждали от царей (2Цар.14:4; 4Цар.13:5), спасение провозглашали пророки (Ис.42–43), и священники считались облеченными во спасение (Пс.131:16; 2Пар.6:41). Но в евангелиях титулом Спасителя наделяются только Бог и Иисус (Лк.2:11; Ин.4:42). Этот термин встречается в Новом Завете двадцать четыре раза – шестнадцать раз применительно к Иисусу (напр., 2Пет. 1:1; 1Ин. 4:14) и восемь раз применительно к Богу Отцу. Имя Иисуса означает буквально «Яхве есть Спаситель». Мария назвала Своего Сына Иисусом, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). Ему нарекут имя «Еммануил... с нами Бог» (Мф.1:23) – символ и конкретное воплощение изначального Божьего заветного обетования пребывать со Своим народом.
Соответствие Иисуса Своему имени демонстрируется Его жизнью и делами (Лк.19:10; Ин.3:17). Иисус объяснял, что Он пришел в мир для спасения (Мк.10:45). Иисус исцелял (Мк.5:34) и прощал (Лк.7:47–48). Таким образом Он стал центральной фигурой в истории Божьего спасения. По словам Петра в проповеди на Пятидесятницу, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Иисус есть Спаситель, ибо Своей жизнью и делами Мессии (Христа) Он исполнил три роли – Пророка, провозглашающего спасение (Лк.4:18–21), Священника, отпускающего грехи («совершилось!», Ин.19:30), и Царя, управляющего нашими сердцами (Гал.2:20). Следовательно, спасение – это пребывание «во Христе». Во Христе спасенные получают новое положение, новую природу и новый образ жизни. Верующий живет во Христе, и Христос живет в верующем (Ин.15:4). Изначальное Божье обетование – быть их Богом – исполняется в изумительной новой манере.
Масштабы спасения. Кто или что может получить спасение? Спасенные – это люди, отвечающие на проповедь Евангелия с покаянием и верой (Деян.2:41; 4:4). Для приглашения покаяться и уверовать нет никаких ограничений; спасение доступно людям всех племен и всех слоев общества (Деян.11:4–18; Гал.3:28; Тит. 2:11). Вместе с тем, по учению Павла, спасение – это не просто избавление отдельных людей от власти обреченного мира, но поистине трансформация всего культурного и вселенского сотворенного порядка. Поэтому спасаются не только отдельные личности, но весь общественный порядок. «Начальства» и «власти» – будь то политические или сверхъестественные силы – созданы Христом (Кол.1:16) и примиряются (Кол.1:20; Еф.1:10) посредством Христа. Таким образом спасение обретает вселенские масштабы. Весь сотворенный порядок ожидает исхода: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21; см. Рим.8:19–23, 28–29).
Время спасения. Спасение относится к прошлому, настоящему и будущему: пребывающий во Христе уже спасен, спасается и будет спасен. Совершенное Иисусом спасение уже произошло: Его смерть освободила нас раз и навсегда от наказания за грех и власти греха (Ин.19:30; Рим.5:8; Тит. 3:5–7; Евр.9:12). Оправдание, искупление и примирение – это совершившийся факт.
В то же время спасение – это продолжающийся и поступательный процесс. Христиан в Новом Завете иногда называют «спасаемыми» (Деян.2:47; 1Кор.1:18; 2Кор.2:15). Умершие с Иисусом воскрешаются с Ним и живут с Ним и в Его Духе (Рим.6:5–14). Кроме того, хотя спасение относится к прошлому, о нем нельзя не радеть (Евр.2:3), его надо «удерживать» (1Кор.15:2) и «с трепетом совершать» (Флп.2:12).
Полный смысл спасения станет ясен только в последний день, когда процесс обновления завершится (Флп.1:6). Как в Ветхом, так и в Новом Завете выражается надежда на новое небо, новую землю и новый Иерусалим (Ис.65:17–25; 2Пет. 3:13). Пророки предвосхищали второй исход, который принесет более полное освобождение по сравнению с выводом из Египта и откроет Божье Царство (Ис.51:9–11; Ос.2:16–23). Новозаветные авторы предсказывали второе пришествие Христа (Евр.9:28; Откр.22). Спасение – это надежда, что в будущем человек избежит Божьего гнева: «Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:8–9; ср. Рим.5:9–10). Ассоциирующаяся с Божьим Царством вечная жизнь присутствует одновременно во Христе и в славном будущем (Ин.3:16; 5:25; 11:25–26; 14:18–20; 17:24–26). Все привилегии, принадлежащие усыновленным чадам Божьим – наследие, обеспеченное пребывающим в человеке Святым Духом, – «хранятся на небесах для вас» (1Пет.1:4–5; ср. Еф.1:13–14).
Промысел спасения. Спасение – не вдруг пришедшая Богу мысль; напротив, история спасения основывается на извечном Божьем «плане» или oikonomia спасения, «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10; ср. Еф.3:9; 1Пет.1:20; Мф.25:34). Прежде всего спасение связано с промыслительной ролью Троицы. В плане спасения отражается целенаправленная воля Бога Отца, пославшего Сына для ее исполнения (Еф.1:3–10). Божья праведность проявляется в истории в миссии Сына, осуществившего спасение, и в миссии Духа, связывающего спасение верующих со Христом (Ин.14–16). Таким образом, спасение – результат согласованной работы Отца, Сына и Святого Духа: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” (Гал.4:6).
Во-вторых, в спасении выражается промыслительное значение дара. Спасения невозможно добиться самому, оно дается даром: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Спасение означает произведенный Богом перелом в позиции человека, отвергавшего Творца и сотворенный порядок. Принятие Богом грешника сделало возможным последующее принятие человеком Божьего творения, завета и Христа. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).
Наконец, спасение соответствует промыслу вечной жизни. Иисус пришел, чтобы мы имели жизнь, жизнь с избытком (Ин.10:10). Тогда как грех бросает вызов жизни, спасение утверждает жизнь. Иисус есть источник, условие и сила новой жизни: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин.11:25). В Книге Откровение история спасения завершается образом дерева жизни, впервые появившегося в Быт.2, листья которого – «для исцеления народов» (Откр.22:2). Спасение означает приобщение к этому райскому дереву, посаженному в присутствии Бога, укорененному во Христе и приносящему плод Духа во славу Бога.
Заключение. В целом библейские образы спасения составляют картину в трех измерениях: спасение – это объективно новое положение, новая личность и новый образ жизни, которые соотносятся с событиями прошлого, опытом в настоящем и надеждой на будущее и основываются на промыслительном даре триединой жизни Самого Бога – Отца, Сына и Духа, и оно дается тем, кто этого не заслуживает. Принадлежать к числу спасенных значит соединиться с Тем, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Это значит обрести новое положение (истину жизни во Христе), новую личность (жизнь Духа Христа в нас) и новый образ жизни (путь праведности, определенный Христом). В конечном счете, основным образом спасения в Библии служит не какой-то процесс и не какое-то обетование, а конкретное лицо: «Господь – свет мой и спасение мое» (Пс.26:1). «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15).
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ВОЗРОЖДЕНИЕ; ВОССОЕДИНЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТИ; КРЕСТ; КРОВЬ; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; ПРЕОБРАЖЕНИЕ; ТРИУМФ, ПОБЕДА; УСЫНОВЛЕНИЕ.
Библиография:
P. Fiddes, Past Event and Present Salvation (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1989);
D. F. Wells, The Search for Salvation (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1978).