Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Преображение

(Transformation)

Мотив преображения активно присутствует в светских историях, хотя бы потому, что истории построены на принципе развития характеров. Если развитие достаточно сильно выражено, мы воспринимаем историю как рассказ о преображении. В мифологической литературе тоже есть истории о преображениях: деревья становятся людьми, люди – животными или статуями (классический пример – «Метаморфозы» Овидия). Но в Библии, с ее идеей возможности мгновенного выбора добра или зла, мотив преображения обретает духовную глубину.

В Библии герои преображаются посредством собственного выбора, обычно вызванного каким-то испытанием. Условия жизни человека в этом мире преобразились, когда Адам и Ева предпочли ослушаться Бога, и земля теперь родит тернии и сорняки (Быт.3:18). В Рим.1 прослеживается деградация человечества после грехопадения. Это история преображения от подлинного человеческого достоинства и чистого поклонения к извращенному поведению и ложному поклонению, по мере того как люди «заменили» истину и мораль на их противоположность и сами превращались из созданий, отражающих божественные качества славы и бессмертия, в существа, ведущие себя постыдно и по-животному. Фактически, люди преобразились в зверей.

Повествование Ветхого Завета полно историй о преображении. Каин, первый убийца, преображается в моральное чудовище, когда не прислушивается к Божьему предупреждению «делать доброе» и прогнать грех, стучащийся в дверь (Быт.4:7). Материалистический образ жизни Лота преображается, когда район вокруг Содома из хорошо орошенной равнины превращается в пустошь, а его жена – в соляной столп (Быт.19:26). О преображении может говориться и менее явно, как в Быт.17, где четырем героям даются новые имена, символизирующие происходящие изменения: Бог – «Всемогущий», Авраам («отец множеств»), Сарра («княгиня») и Исаак (здесь назван впервые). Иаков тоже получает новое имя после борьбы с Божьим ангелом, что символизирует новую жизнь и вступление в новую духовную эпоху.

Герои Ветхого Завета обычно преображаются постепенно, вследствие жизненного опыта. Иосиф из изгнанного младшего сына становится руководителем международного масштаба. Моисей из руководителя по неволе становится необычайно решительным и сильным вождем, и похожий процесс происходит в жизни Гедеона. Саул из подающего надежды царя превращается в трагическую ошибку. Прелюбодей Давид достигает старости, и прекрасная молодая женщина согревает его, «но царь не познал ее» (3Цар.1:4). Иов преображается из процветающего гражданина в изгоя, а потом – опять в процветающего гражданина. Метафорическое описание старости в конце Екклесиаста показывает, как постепенно преображается жизнь человека в процессе физиологического старения и ослабления желаний, и наконец наступает смерть: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Ек.12:7).

Есть преображения и более драматические. Енох (Быт.5:24) и Илия (4Цар.2:1–12) перенесены с земли на небеса, не умирая. Самонадеянность и склонность к чувственным удовольствиям приводят к резкой перемене в жизни Самсона, когда ему выкалывают глаза и он становится пленником. Некоторые герои внезапно становятся прокаженными (Чис.12:9–15; 4Цар.5:19–27; 2Пар.26:16–21), а прокаженные чудесным образом исцеляются (4Цар.5:14). Аман за считанные секунды из царского фаворита превращается во врага (Есф.7). Песнь песней показывает нам, как преображается мир под воздействием возвышенного чувства романтической любви.

В Псалтири тоже присутствует мотив преображения – в сфере человеческих эмоций, с ее взлетами и падениями. Это в особенности видно из псалмов жалобы, которые почти всегда содержат восхваление: автор в мольбе к Богу описывает свое положение как безнадежное, но его тон внезапно преображается, когда он говорит о вере в Бога и восхваляет Его. Псалмы восхваления и избавления часто рассказывают о резком изменении состояния человека, а псалмы покаяния – о внезапном преображении, вызванном покаянием и Прощением (Пс.31:3–5; 50:12–16).

В пророческих книгах Ветхого Завета также есть разновидности мотива преображения. Одна из них – предсказание преображения существующего положения в его противоположность: те, кто сейчас процветает, будут уничтожены. Но есть в пророческих книгах и видение того, как отчаяние преображается в благословение и процветание – напоминания об этом рассеяны по всему тексту пророческих книг и особенно часто встречаются в конце. Преображение носит личный и национальный характер; например, Бог меняет сердце из камня на сердце из плоти (Иез.11:19; 36:26).

Присутствие данного мотива в Новом Завете относится к совершенно иной области. Важная предпосылка Нового Завета, заключенная в самом его заглавии, гласит, что все старое преображается в нечто новое. Ветхозаветные формы поклонения уступили место более духовным. Внешние признаки превратились во внутренние качества. Предсказания Ветхого Завета, к которым относятся даже церемониальные законы, воспринимаются как исполненные во Христе, что ведет к преображению религиозной жизни. Израиль как политическая единица в богословии Нового Завета преображается в духовное явление (Рим.9). В преображающем мире Нового Завета надежды, связанные с заветом, тоже преображаются, так что (в частности) «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мк.12:10).

Еще одна сфера Нового Завета, связанная с преображением, – многочисленные чудеса Иисуса. Здесь положение людей изменяется в один миг: слепой видит, хромой ходит, прокаженный выздоравливает, одержимый бесами освобождается, даже мертвый воскресает.

Преображенная жизнь тех, кто родился свыше для жизни во Христе, – главная тема Книги Деяний и посланий. Книга Деяний рассказывает нам о многих обращениях, самое заметное из которых – обращение Павла, превратившегося из рьяного гонителя последователей Христа в не менее ревностного пропагандиста христианской веры (Гал.1:23). Святой Дух внезапно нисходит на героев Книги Деяний, что сопровождается такими знаками, как дар языков. В посланиях преображение имеет не только духовный, но и моральный характер, и его отправная точка – факт, что «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Те, кто во Христе, испытывают первые признаки преображения, которое однажды охватит весь космос. Образы старого и нового, «тогда» (или «однажды») и «сейчас» подкрепляют эту тему преображения, как и мотив «прежнего», «некогда». «Некогда не народ, а ныне народ Божий», – пишет Петр (1Пет.2:10). Отчасти моральная идея посланий – призвать людей жить в соответствии с ожиданиями преображенной жизни.

Некоторые из самых драматических преображений Библии происходят в Книге Откровение, где весь земной порядок преображается на глазах в ряде видений. Это преображение отчасти является деградацией, оно направлено в сторону упадка и разрушения всего мирового порядка в результате вселенского катаклизма. Но преображенный космос Откровения содержит также мотив обновления, особенно это касается сотворения нового неба и новой земли. «Прежнее прошло, – говорит Бог, – се, творю все новое» (Откр.21:4–5). Жизнь в грядущем мире будет совершенно иной. Более того, при последнем воскресении произойдет мгновенное преображение самих верующих: «Все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор.15:51–52).

Архитипический момент преображения в Библии указывает на важную часть библейского послания. На самом элементарном уровне этот мотив передает динамическую природу человеческой жизни, в которой ничто не остается прежним, но постоянно превращается в нечто лучшее или худшее, или, по крайней мере, в нечто иное. Другая тема – это преображение жизни и характера, которое происходит со всеми рожденными свыше во Христе и избравшими жизнь в вере. Третье измерение – это космическое преображение, которое случится в последние времена.

См. также: ВОСКРЕСЕНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; ПОКАЯНИЕ; ТВОРЕНИЕ; ТЛЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle