Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Восстановление, возврат

(Restore, restoration)

Любой знакомый с библейским учением человек знает, какую роль играет приставка воз-вос в Библии и библейском богословии. Библейская вера основывается, в первую очередь, на постоянном возврате к чему-то или повторении переживаний. Поэтому образ восстановления занимает свое место в ряду таких взаимосвязанных понятий, как возмещение, возвращение, воссоединение, примирение и возрождение. В восстановлении подразумевается возвращение или получение назад взятого или утраченного.

Образ восстановления встречается в Библии свыше сотни раз. Прежде всего следует отметить огромное число возвращаемых объектов или понятий. Вернуть можно жену мужу (Быт.20:7, 14), сына отцу (Быт.37:22), положение человеку (Быт.40:13, 21; Дан.4:32–34). У страдающих людей восстанавливаются в целости утраченные владения или здоровье (Исх.4:7; 3Цар.20:34; 4Цар.5:10, 14; Мк.3:5; 8:25), и даже жизнь возвращается к мертвому (4Цар.8:5). Возвращаются одежда (Исх.22:26), украденные вещи (Лев.6:4–5), пленные (Втор.30:3; Пс.13:7; 52:7), возвращаются и восстанавливаются города (1Цар.7:14; Неем.3:8), храм (2Пар.24:4, 12). Самым большим источником прямых ссылок на восстановление служат ветхозаветные пророческие книги, где много внимания уделяется восстановлению народа Израиля (Иудеи) после вавилонского плена, в котором сочетаются политическая и духовная стороны события и которое не теряет значения в Новом Завете, как явствует из вопроса учеников воскресшему Христу перед вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6; ср. также с аргументацией в Рим.11, где говорится о восстановлении Израиля).

Образ восстановления имеет порой нравственный подтекст. Взятые в залог вещи должны быть возвращены владельцу до захода солнца (Втор.24:13), также должны возвращаться украденное добро (2Цар.12:6), нажитые нечестным путем деньги (Лк.19:8), а виновный в грехе человек исправляется церковью (Гал.6:1). В других местах смысл этого понятия скорее духовный, нежели этический, например, когда говорится, что восстанавливается душа человека (Пс.22:3), что получивший Божье прощение человек возвращается к радости спасения (Пс.50:14) и что искупленные восстанавливаются (Пс.79:4, 8, 20; 84:5). Как восстановление рассматривается даже переход на небо: «Бог же всякой благодати... Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1Пет.5:10).

Тема восстановления присутствует и в библейской эсхатологии. Наиболее ясное выражение она находит в проповеди Петра, предсказавшего, что время возвращения Христа будет временем «до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян.3:21). Эта тема воплощается в самой композиции Библии, рассказ в которой переходит от изображения первоначального совершенства к жалкому положению падшего человечества, а затем к восстановлению совершенства – даже райского совершенства (Откр.22:1–2; см. САД). Тот же мотив лежит в основе аргументации в Рим.8:18–25, где говорится о совокупном стенании человеческого и природного мира под бременем своего падшего положения и ожидании конечного искупления или восстановления.

В Библии содержатся также рассказы о восстановлении. Иосиф вновь занял видное положение в Египте после заключения в темницу Потифаром и в своей семье после долгих лет разлуки. Состояние Иова восстановилось вдвойне после периода испытаний и страданий. Давид вернул царство после временного успеха бунта Авессалома. Восстановление Израиля, которое предсказывали пророки, описывается в книгах Ездры и Неемии. Отношения Петра с Иисусом восстановились в том же порядке, в каком произошло его тройное отречение от Иисуса (Ин.21:15–17).

См. также: ВОЗВРАЩЕНИЕ; ВОЗРОЖДЕНИЕ; ВОССОЕДИНЕНИЕ; ИЕРУСАЛИМ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ИЗРАИЛЬ; МИР (I) – ПОКОЙ; ОСТАТОК; ТВОРЕНИЕ; ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПОЛНОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle