Возвращение
(Return)
Примерно четыреста случаев упоминания о возвращении в современных переводах указывают на значение этого образа в Библии. В этих упоминаниях подразумевается движение назад либо к исходному месту (как голубь, возвратившийся в ковчег, Быт.8:11), либо к исходному положению (как люди возвращаются в прах после смерти, Быт.3:19). Большинство этих образов нейтральны по значению, но даже на уровне буквального смысла в них выражается ритм повседневной человеческой жизни – уход и возвращение на место, из которого человек вышел. По сути мысль об основополагающем ритме жизни заключена в библейском меризме (риторическом приеме, в котором подразумевается, что названные противоположности охватывают все, что находится между ними), когда говорится о «выходе» и «входе» (Нав.14:11; 2Цар.3:25; 3Цар.3:7; Пс.120:8; Ис.37:28).
Образ возвращения может также нести в себе глубокий духовный смысл. Возвратиться значит покаяться в грехе, то есть вернуться к состоянию Божьего благоволения. Здесь мы видим описания грешников, возвращающихся к Богу (Пс.50:15); Бога, призывающего людей вернуться к Нему для получения искупления (Ис.44:22) или милости (Иер.3:12); Бога, повелевающего Своему народу отойти от своего злого пути (Иер.18:11), и говорящего о Своем желании, чтобы это произошло (Иез.33:11). В примерно в дюжине библейских стихов говорится конкретно о возвращении к Богу, и тема возвращения как покаяния удачно сформулирована в Ис.55:7: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». В широком распространении образа возвращения как характеристики духовного прогресса отражается важнейшая библейская предпосылка, согласно которой Бог есть исходный пункт всего благого; в таком понимании жизни движение вперед предполагает возвращение назад.
Следовательно, возвращение служит образом не только физического движения. Библейские авторы, в частности пророки, пользуются образом возвращения для анализа природы обращения человеческого сердца. По сути это возвращение своенравных людей к завету с Господом (Ис.44:22; Иер.3:10–11, 14; 4:1; 24:7; Плч.3:40; Ос.6:1). Поэтому чрезвычайно важный аспект образа возвращения заключается в покаянии. Взаимосвязь между покаянием и возвращением к Богу хорошо показана в Ос.14:1–2. В образе возвращения подразумевается чистосердечное обращение от надежды на собственные силы и добродетели к твердому упованию на Бога и Его обетования (см. также Иоил.2:12–13). Это коренная переориентация от пути греха и самоуверенности на путь возвращения к восстановленному общению и миру. Тем самым образ наглядно иллюстрирует двойственную природу библейского покаяния: отвращение от греха и возвращение к Богу.
Рассказы о возвращении. Следует также отметить использование в Библии жанра рассказов о возвращении. Такие рассказы занимали видное место в Древнем мире. Рассказы о возвращении составляют целый цикл античной литературы, связанный с Троянской войной, выдающееся место в котором занимает «Одиссея» Гомера (рассказ о десятилетних странствиях Одиссея перед возвращением домой в Итаку). Одни библейские рассказы о возвращении играют второстепенную роль, другие же, несомненно, очень важную. В первой такой истории повествуется о возвращении Иакова на родительскую землю после двадцатилетнего пребывания у Лавана в Харране (Быт.31–35). В рамках этой истории особое место занимает возвращение в Вефиль (Быт.35), где Бог подтвердил обетование, данное ранее, когда Иаков убежал от Исава. Ноеминь вернулась в Вифлеем после ужасных лет, проведенных в Моаве (Руф.1). Самую важную роль в Ветхом Завете играет рассказ о возвращении остатка в Палестину после вавилонского плена (см. ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД).
В Новом Завете тоже содержится множество рассказов о возвращении. Волхвы вернулись в свою страну тайным путем (Мф.2:12). Мария и Иосиф вернулись в Галилею после бегства в Египет (Мф.2:19–23). Пастухи вернулись к своим делам, став первыми посторонними лицами, увидевшими младенца Иисуса (Лк.2:20). В противоположном духе, свидетели распятия Христа возвращались, «бия себя в грудь» от ужаса увиденного (Лк.23:48). Иисус множество раз возвращался в разные города за время служения в качестве странствующего проповедника и чудотворца.
Тема возвращения используется и в притчах Иисуса. Прототипом служит рассказ о блудном сыне, который пришел в себя и вернулся из дальней страны в отчий дом, став символом возвращения к Богу кающегося грешника (Лк.15:11–24). Фарисей и мытарь вернулись домой каждый после своей молитвы в храме – один оправданным, а другой осужденным за лицемерие (Лк.18:9–14). Богач тщетно взывал к Богу с просьбой отправить Лазаря назад на землю, чтобы предупредить братьев богача о неминуемом суде (Лк.16:19–31).
В еще одной, эсхатологической по своей природе, категории упор делается на том, что обычно называют «возвращением» Христа (хотя в Новом Завете само это слово не используется). Ключевым стихом служит Ин.14:3, где Христос говорит: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я». Эта мысль подкрепляется притчами, в которых господин (Христос) возвращается после долгого отсутствия и призывает своих слуг к ответу (Мф.25:14–30; Лк.12:35–40; 19:11–27).
Мотив возвращения в Библии вполне можно рассматривать как «метатему». Хотя во время плена слава Господня отошла от Сиона (Иез.10:1–22), Израиль продолжал надеяться не только на свое возвращение в Палестину, но и на возвращение Бога на Сион. Иногда это высказывается прямо (Ис.52:7–10; Иез.43:1–7; Зах.8:2–3), а в других случаях подразумевается в рассказах об установлении Божьего Царства и победе над врагами Израиля (Пс.49:3–4; 95:12–13; 97:8–9; Ис.4:2–6; 24:23; 25:9–10; 35:3–6, 10; 40:3–5, 9–11; 59:15–17, 19–21; 60:1–3; 62:1–11; 63:1–9; 66:12–19; Агг.2:7, 9; Зах.2:4–5, 10–12; 14:1–5, 9, 16; Мал.3:1–3). В определенном смысле исполнением ожидания, чтобы Бог возвратился на Сион, служит воплощение Иисуса и особенно Его вхождение в храм.
См. также: БЕГЛЕЦ; БЛУДНЫЙ СЫН; ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ; ВОССОЕДИНЕНИЕ; ИЗГНАННИК, ИЗГОЙ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ПОКАЯНИЕ.