Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Возвращение домой

(Homecoming, stories of)

Американский писатель Томас Вулф написал роман, в названии которого утверждается, что «мы никогда не сможем вернуться домой». Однако история рода человеческого изобилует примерами людей, которые все же возвращались домой. Рассказы о возвращении в родной дом любят как авторы, так и читатели, ибо в них заключен мощный эмоциональный потенциал. Эти рассказы отнюдь не однородны – в зависимости от ситуации возвращение домой может связываться с надеждой, радостью, страхом, печалью, ностальгией или отвержением.

В Библии не очень много рассказов о возвращении домой (это, в основном, книга о странниках), но каждый из них оставляет незабываемое впечатление. Архетипом служит рассказ в Быт.2–3. С тех пор как человек был изгнан из совершенного сада – первого своего дома, – он живет в неизменном положении странника и стремится вернуться в родной дом. Рассказы об индивидуальных и коллективных возвращениях на родину – просто вариации на тему, заложенную в первоначальном тексте.

Первый библейский рассказ – возвращение Ноя и его семьи на сушу после потопа. Второй – возвращение Иакова на землю своей юности после двадцатилетнего пребывания в Харране. Тема возвращения в родной дом подспудно присутствует в рассказе о воссоединении Иосифа со своей семьей; оно произошло не на родине, а в Египте, и, тем не менее, внутренняя логика этого воссоединения делает его рассказом о возвращении домой. На смертном одре в чужой стране Иосиф побудил братьев дать клятву, что его кости вернутся в Палестину. Среди других ветхозаветных рассказов о возвращении можно отметить возвращение Моисея в Египет после шестидесяти лет, проведенных в земле Мадиамской, горестное возвращение Ноемини в Вифлеем (Руф.1:19–22) и возвращение Гомери к Осии.

Более видное место в Ветхом Завете занимают рассказы о возвращении народа. Вхождение Израиля в обетованную землю после долгого рабства в Египте было настоящим возвращением домой, хотя патриархи никогда, по сути, не владели палестинской землей. Остаток остро переживал возвращение домой после вавилонского плена. Наконец, неоднократное возвращение Израиля к Богу и к истинному поклонению после периодов отступничества можно в метафорическом смысле рассматривать как серию возвращений домой.

В Новом Завете самым очевидным рассказом о возвращении домой можно считать возвращение Иисуса в родной город Назарет. Оно изображено в весьма печальном свете: знавшие Его люди отнеслись к Нему как к не более чем сыну плотника и Марии (Мф.13:54–58; Мк.6:1–6; Лк.4:16–30). Этот эпизод послужил даже поводом для одного из классических афоризмов Иисуса: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф.13:57). В более общем смысле пришествие воплощенного Христа к людям было своего рода возвращением домой, вызвавшем двоякую реакцию. Это показано в воспевании Христа в начале Евангелия от Иоанна. Тот самый мир, который был сотворен Христом, «Его не познал» (Ин.1:10). Воплощенный Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Но были и те, «которые приняли Его, верующие во имя Его» (Ин.1:12).

Наиболее известным библейским рассказом о возвращении в отчий дом, несомненно, является история о блудном сыне, вернувшемся в свой дом и к своему отцу после того, как он в течение длительного периода времени проявлял неповиновение, отвергал родительские ценности, вел себя необузданно и в конечном счете лишился всех средств к существованию (Лк.15:11–32). Это возвращение описано яркими красками: отец увидел сына, «когда он был еще далеко», и побежал ему навстречу. Он «пал ему на шею и целовал его» (Лк.15:20). Устроенный по этому поводу праздник тоже описан довольно подробно (Лк.15:22–24). Именно таким и должно быть возвращение домой, говорим мы себе. И у нас возникает эмоциональное сопереживание возвращения в родной дом как с точки зрения блудного сына, вернувшегося полным неудачником, так и с точки зрения отца, испытывавшего облегчение и радость, что его сын снова дома, и кроме того, мы видим обиду старшего брата при виде внимания, которое оказывается недостойному выскочке, вернувшемуся домой.

В эсхатологическом плане взятие верующего на небо тоже рассматривается как возвращение домой. Иисус изобразил небо как дом со множеством обителей, как место, которое Он готовит для Своих последователей и куда Он обещает взять их с Собой (Ин.14:1–4).

См. также: БЛУДНЫЙ СЫН; ВОЗВРАЩЕНИЕ; ВОССОЕДИНЕНИЕ; ДОМ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle