Возвышение из низкого положения
(Rags to riches)
Истории «возвышения» заключаются в изменении общественного положения от безвестности и даже нищеты до состояния общественной значимости и благоденствия. Наиболее ясными библейскими примерами служат два ветхозаветных рассказа, вдовая пришелица Руфь из ненавистного в израильском обществе моавитянского племени вышла замуж за преуспевающего земледельца и не только стала членом еврейского общества, но и заняла место в мессианском родословии. Сирота из подневольного и живущего в плену народа Есфирь вышла замуж за персидского царя.
В ряде случаев с мотивом возвышения сливается библейский мотив предпочтения младшего брата старшему. Давид был настолько незаметным, что в последний момент для помазания на царство его пришлось искать в поле, где он пас овец (1Цар.16:1–13). В рассказе о Давиде и Голиафе Давид тоже появляется на поле боя как посторонний (1Цар.17:26) и презренный младший брат (1Цар.17:28–29), а уходит с него национальным героем, получившим в жены дочь царя.
История Иова тоже строится на теме возвышения. Сначала Иов лишился всего состояния, а в конце оно удвоилось. Этому мотиву придается духовное измерение в ветхозаветных пророческих книгах, где пророки предсказывают грядущую национальную катастрофу и связанное с ней бесчестие, но почти всегда заканчивают видением обильного восстановления. Ярким выражением мотива возвышения служит притча о блудном сыне в Новом Завете, в которой, по всей видимости, подразумевается возвращение порабощенного и истощенного Израиля к своему Богу.
См. также: БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.