Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бедность, нищета

(Poverty)

Для выражения понятий «бедный» и «бедность» в Библии используются разные слова. Эти термины служат темой этимологических исследований на предмет определения социально-экономического и политического происхождения и стоят в центре внимания произведений, посвященных этическим вопросам, и богословия освобождения. Яркая картина тяжелого и несчастного положения бедных показана в обоих Заветах. В Писании показывается, что страдания от нужды и бесправия испытывают многие группы: крестьяне, наемные работники, вдовы, сироты и пришельцы.

Хотя описание обстоятельств и причин, приводящих к бедности, нередко бывает достаточно неопределенным, во многих местах используются глаголы, наглядно демонстрирующие, что бедные часто становятся жертвами алчности, стремления к власти и махинаций в правовой системе. Пророки, в частности, обличают лидеров и общество, которые «теснят», «лишают», «поглощают», «притесняют», «губят» и «угнетают» бедных (напр., Ис.3:14–15; 32:6–7; Ам.4:1; 8:4). О беспомощном положении бедных свидетельствуют ветхозаветные законы, направленные на оказание эксплуатируемым помощи в суде и на возвращение собственности тем, кто был вынужден продать землю и членов семьи в рабство из-за непомерных долгов (Исх.23:6–13; Лев. 25; Втор.15; ср. 4Цар.8:1–6; Неем.5). Бедный человек мог потерять близких, друзей и семью (Притч.14:20; 19:4, 7).

В некоторых библейских текстах представлены более развернутые картины условий нищеты. В каждой из них подчеркивается, что бедные становятся жертвой жестокости власть предержащих. У них часто не бывает никого, к кому они могли бы обратиться за помощью, кроме Бога. В первых главах Исхода показано, что израильтяне стонут под египетской пятой: под властью фараона их рабская жизнь была отмечена принудительным трудом и детоубийством. Чтобы осудить Давида, Нафан рассказал притчу о бедном человеке, чью любимую овечку забрал богатый сосед (2Цар.12:1–10). В Иова 24 описано отчаянное положение бедных, которым не хватает одежды, пищи, которые влачат жалкое существование и вынуждены соглашаться на самую черную работу. В нарисованной Иисусом картине страданий нищего Лазаря тоже подчеркивается бессердечие богатых и сильных (Лк.16:19–31). На всем протяжении Библии Бог изображается Тем, Кто отвечает на вопли бедных, особенно нуждающихся среди Его народа.

Иисус неоднократно демонстрировал Свою заботу об обездоленных. В проповеди в Назарете Он заявил, что пришел благовествовать нищим (Лк.4:16–21; ср. Лк.7:18–23; Мф.25:31–46). Хотя этот отрывок относится также к духовным реальностям и нуждам, нельзя отрицать, что насыщение голодных и исцеление больных были важными элементами служения Иисуса.

Яркие образы бедности пронизывают также рассказы о ранней церкви. На евангельское послание часто отвечали именно бедные (1Кор.1:26–29). Верующие делились пищей и имуществом и организовывали помощь вдовам (Деян.2; 4; 6; 1Тим.5), они призывались признать общую духовную связь между рабами и свободными (напр., Гал.3:28; Еф.6:5–9), и им напоминалось об обязанности помогать даже далеким бедным церквам (Рим.15:25–27; 1Кор.16:1–4; 2Кор.8). Иаков, в частности, писал о критическом положении бедных, не имеющих пищи, одежды или достойного заработка (Иак.2:1–19; 5:1–6).

Хотя бедность – всегда нежелательное положение, она может приводить к более глубокому упованию на Бога. В Ветхом Завете примером веры выступает Руфь; ее тяжелая работа на полях и добродетельный характер были вознаграждены обеспечением пропитания и защиты, а затем браком и ребенком. Иисус представил жертвенное великодушие бедной вдовы как образец для учеников (Мк.12:31–44). Позднее пожертвование бедных македонских церквей Павел привел коринфянам как пример, достойный подражания (2Кор.8:1–15). Иисус призывал учеников к добровольной бедности в своем служении (Мк.2:23–25; 6:8–9; 10:28–31, 2Кор.4:8–10; 11:27–29; Флп.4:12–13), подобно тому как и Он Сам отказывался от материальных удобств при выполнении Своей миссии (Мф.8:20 и пар.).

Вызванная материальной нуждой зависимость от Бога позволяет установить взаимосвязь между бедностью и благочестием, то есть смиренным упованием праведного. В псалмах особо упоминается о тех, кого ложно обвиняют и притесняют нечестивые, но кто в конечном счете полагается на Божью милость и верность (напр., Пс.33:36; 108). Но это упование на Бога все еще выражается в условиях вполне реальных гонений и преследований (ср. Мф.5:3–12).

Наконец, следует отметить, что в Библии есть также образы тех, кто бедствует из-за лености или непослушания. Забавный образ лентяя (Притч.6:6–11; 10:4; 24:30–34) и картины беспрестанных пиршеств (Притч.21:17; 23:19–21) служат предупреждением избегать последствий лени и утраты самоконтроля. Кроме того, заветные проклятия указывают на бедность как на Божье наказание за грех (Втор.28:48). Исполнение этих проклятий изображается в исторических и пророческих книгах в виде положения крайней нужды (напр., Иоил.1; Ам.4:6–10; Агг.1:5–11).

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ВДОВА; ГОЛОД КАК ЧУВСТВО; ГОСТЕПРИИМСТВО; ПЛАТА; ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК; СИРОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle