Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Голод как чувство

(Hunger)

Для жителей древнего Ближнего Востока образы физического голода и тесно связанного с ним голода как народного бедствия обладали большой силой. В Палестине урожай зависел от достаточно обильных и своевременных дождей. Угроза голода витала над Авраамом (Быт.12:10), Исааком (Быт.26:1), Иосифом (Быт.41:27, 54), над народом Израиля как в Египте, так и в Синае, над Давидом (2Цар.21:1), Илией (3Цар.18:2), Елисеем (4Цар.4:38; 8:1) и многими другими. Привлекательность ханаанских богов плодородия основывалась именно на желании выйти из такого непредсказуемого положения (3Цар.18:23–39). Поиск надежных источников питания играл важную роль в истории Израиля. Существенное значение имеет факт, что Израиль голодал в пустыне (Исх.16:3). Образ голода занимает видное место у еврейских поэтов (Пс.106:5, 9, 36; ср. Неем.9:15). В Новом Завете обеспечение питанием голодных показано долгом последователей Иисуса (Мф.25:31–46), и к этой заповеди ранняя церковь относилась вполне серьезно (Деян.6:1–6; 2Кор.8–9).

Голод как метафора. Голодать можно в результате неповиновения Богу (3Цар.17:1; 18:17–18; Агг.1:6, 9–11; 2:16–17). Но во Второзаконии дается ясно понять, что утоления физического голода недостаточно для благополучной жизни израильтян: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом у исходящим из уст Господа» (Втор.8:3). Несомненно, во Второзаконии содержится явная угроза того, что Израилю предстоит испытать физический голод, если он отойдет от пути послушания (Втор.28:48; 32:24). В Иер.14 эта мысль выражена в поэтической форме, и Амос тоже высказывает такое предупреждение (Ам.4:4–6). Амос развивает этот образ, предсказывая самое худшее – голод по Божьему слову (Ам.8:11–12). В то же время он пророчествует о наступлении в будущем дней преизбыточного благословения (Ам.9:13). Исаия тоже переводит образ из плоскости физических страданий в пустыне по дороге домой (Ис.41:17–20) в плоскость грядущего духовного спасения (Ис.44:3).

Во время искушения в пустыне (Мф.4:1–11) Иисус символически повторяет опыт Израиля. В ответах Иисуса сатане находит отражение именно опыт Израиля в пустыне (Втор.6–8; ср. Мф.4:4, 7, 10). Но в то время как опыт Израиля был неоднозначным, Иисус восторжествовал над трудностями и испытаниями.

Евреи ожидали, что Бог избавит бедных от голода (ср. Лк.1:53), и во исполнение Своей мессианской задачи Иисус кормил голодных (Мк.6:30–44; 8:1–10). Однако в Своем учении Иисус основное значение придавал духовному голоду и, в метафорическом смысле, жажде праведности пред Богом (Мф.5:6), хотя физический аспект не полностью затмевался духовным (ср. Лк.6:21). В глазах Павла голод свидетельствовал, что еще только ожидается завершение спасения. Голод даже удостоверял подлинность христианского служения (2Кор.11:21; 1Кор.4:11).

Метафора голода последовательно развивается в книгах Иоанна. Явно соотнося Свои действия с опытом Израиля в пустыне, Иисус не только насыщал толпы народа (Ин.6:1–14), но и называл Себя хлебом жизни, удовлетворяющим как духовные, так и физические потребности (Ин.6:31–58). В Откровении повторяется высказанное ранее предупреждение (Откр.6:8), но также предвосхищается время, когда голода больше не будет (Откр.7:16; 21:4).

См. также: ГОЛОД КАК БЕДСТВИЕ; ЖАЖДА; ПИР; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; УЖИН, ВЕЧЕРЯ; ХЛЕБ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle