Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Жажда

(Thirst)

Живя в землях, где не было современной системы водоснабжения, герои Библии остро осознавали, как мучительно и опасно остаться без воды. В библейских книгах жажда часто пугает и представляет угрозу для жизни, в отличие от современного дискомфорта. Израильтяне в пустыне жалуются Моисею: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?» (Исх.17:3).

Жажда – признак нашей человеческой природы, поэтому мы еще яснее видим солидарность Иисуса с нами, когда Он восклицает: «Жажду!» (Ин.19:28) – и умирает после того, как Ему дают пить. Отсутствие жажды в эсхатоне говорит о том, что новый порядок будет радикально отличаться от нынешнего века: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр.7:16).

Авторы Ветхого Завета признают, что Бог – единственный, Кто в конечном итоге может утолить нашу жажду. Обычно Он совершает это посредством естественных процессов: дождя, источников, циклов роста и сбора урожая (см. Пс.103:10–15). Но иногда Он вмешивается в события чудесным образом, как тогда, когда была извлечена вода из скалы в пустыне Синай (Исх.17:4–7). Такое чудо подтверждает уже известную нам истину: только Бог – источник всего, необходимого для жизни.

Бог может лишить нас средств к существованию, если пожелает, поэтому Моисей и пророки напоминают израильтянам: Бог накажет их засухой и жаждой, если они нарушат свои отношения завета с Ним (см. Втор.28:47–48; Ис.5:12–13; Ос.2:2–3). Иногда физическая жажда обращает людей к Богу. В отчаянии они приходят к Нему, и Он удовлетворяет их потребности (см. Суд.15:18; Пс.106:5–9; Иер.14:1–7).

Неудивительно, что часто жажда упоминается в Писании в переносном смысле, для обозначения духовной неудовлетворенности или страстного поиска Бога. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6), – провозглашает Иисус. Такая духовная жажда хоть и болезненна, но необходима для духовного роста, ибо люди должны желать Бога, чтобы Он мог явиться им. В Пс.41 прекрасно выражены чувства подобной души: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лицо Божие!» (Пс.41:2–3; см. также Пс.62:2: «Тебя жаждет душа моя... в земле пустой, иссохшей и безводной»; Пс.142:6–7).

Бог желает, чтобы эмоциональная и духовная пустота побудила людей открыть для себя Его благодать. Так, Он молит в Ис.55:1–3: «Жаждущие! идите все к водам... идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко... Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша». Господь не осуждает жажду, но человеческие методы ее утоления часто оставляют желать лучшего. Так, Иеремия говорит о том, что Израиль отказывается от лучшей воды, свежего источника (Господа), ради воды низкого качества из разбитых водоемов (идолов): «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).

В Новом Завете, особенно в произведениях Иоанна, Иисус предстает как Тот, Кто способен утолить эту духовную жажду. Иисус провозглашает женщине у колодца: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). В видении небес у Иоанна в Откр.7:16–17 старец объясняет: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать... ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод».

Несмотря на акцент, который Новый Завет делает на утолении нашей духовной жажды Иисусом, притча об овцах и козах в Мф.25:31–46 показывает, что Сам Иисус (в притче – Сын Человеческий) испытывает некую разновидность духовной жажды. Эта история объясняет нам, что жажда Иисуса может быть утолена только тогда, когда Его последователи будут помогать нуждающимся пищей, водой, одеждой, общением или утешением: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Таким образом, Новый Завет вторит Ветхому, настаивая на том, что Бог беспокоится и о физической, и о духовной жажде людей.

См. также: ВОДОЕМ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ; ИСТОЧНИКИ ВОДЫ; КОЛОДЕЦ; ПИТЬЕ; СУХОСТЬ, ЗАСУХА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle