Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сухость, засуха

(Dry, drought)

Засуха в Библии – образ страданий, но еще большее значение имеет постоянно присутствующая тема угрозы засухи. На древнем Ближнем Востоке засуха представляла собой серьезную опасность, из-за которой мог начаться голод. Авраам, Исаак и Иаков были вынуждены переселиться, чтобы избежать голода, вызванного засухой (Быт.12; 26; 41). В Египте Иосиф достиг высокого положения благодаря умелому распоряжению запасами страны в условиях засухи (Быт.41). Илия помог в Сарепте вдове, которая готовилась к смерти, так как голодала из-за засухи (3Цар.17:7–24). Иона пережил минизасуху, когда изнемог под палящим солнцем и знойным восточным ветром (Иона 4:8). Почти все связанные с засухой библейские образы встречаются в Ветхом Завете.

Общим фоном рассказов о засухе в Библии служит засушливый климат библейской земли, образ «земли сухой и жаждущей» (Иез.19:13; см. также Пс.62:2). В частности, каждый год тревогу вызывало пересыхание водоемов в результате летнего зноя, когда «засуха и жары поглощают снежную воду» (Иов.24:19). В таких условиях засуха всегда противопоставляется воде и дождю. Только «дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока» не знает, «когда приходит зной» и «во время засухи не боится» (Иер.17:8).

В образе засухи, в первую очередь, выражается страх. «Землю сухую» Иеремия называет в одном ряду с такими внушающими страх понятиями, как пустыня, «земля пустая и необитаемая» и «земля тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек» (Иер.2:6). В пророческом воображении грядущий суд связывается с образами иссякшей и высохшей реки (Ис.19:5), пересыханием источников (Ис.41:18) и превращением плодородной земли в «пустыню» (Ис.50:2). С другой стороны, восстановление и благословение изображаются как насыщение иссохшей земли источниками воды (Ис.41:18) и излияние «воды на жаждущее и потоков на иссохшее» (Ис.44:3).

В Ветхом Завете с засухой связаны темы завета, благословения и проклятия. Бог вывел Израиль из Египта в землю, где течет молоко и мед. Это был заветный дар народу, вместе с тем, пользование этими райскими благами частично обусловливалось верностью народа завету. Во Втор.28:22 нарушители завета времен Моисея предупреждались среди прочего, что «поразит тебя Господь... засухою, палящим ветром». Если Израиль восстанет против Яхве, Он накажет его и иссушит молоко и мед. Следовательно, в образе засухи имелось в виду нечто большее, чем просто физическое явление. В глазах разумно мыслящих израильтян это свидетельствовало о недовольстве Бога и о призыве к покаянию (ср. Иоил.1–2). Засуха была не только проклятием, она была также знаком Божьей благодати, побуждавшим восприимчивых к Его слову израильтян вернуться к Богу.

Связанное с заветом проклятие в виде засухи у псалмопевцев и пророков превращается в образ, с помощью которого изображается эмоциональная боль, вызванная Божьим гневом или наказанием. Свое эмоциональное смятение они описывают как физические страдания от голода и жажды во время засухи. Видимое свидетельство Божьего благоволения в виде растительности засуха приводит в тягостное состояние пустоты бесплодной пустыни. Божье наказание удаляет также с духовного горизонта человека духовные и эмоциональные знаки Его расположения (мир, полноту, счастье). Давид воскликнул: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62:2).

Иоиль заметил: «Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил.1:20). Окончание же засухи изображается как Божье благословение: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис.44:3).

В Новом Завете образы засухи встречаются редко. На нее кратко намекается в притче о сеятеле в Лк.8:6: «А иное упало на камень и взойдя засохло, потому что не имело влаги». Этим образом воспользовался Иаков для выражения мысли о мимолетности состоятельной жизни: «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак.1:11).

См. также: ВОДА; ГОЛОД КАК БЕДСТВИЕ; ГОЛОД КАК ЧУВСТВО; ДОЖДЬ; ЖАЖДА; ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ПРОКЛЯТИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle