Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сумерки

(Twilight)

В строгом смысле слова сумерки – это промежуток между заходом солнца и ночью, но древние евреи распространяли это понятие и на другие промежутки времени. В Библии сумерки – это прежде всего переходный период дневного цикла. Он завершает день и предваряет ночь. В мире Библии, сильно зависящем от природы, естественный ритм человеческого существования таков: «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). В притче Иисуса о работниках на винограднике они также работают до наступления вечера, и затем получают свою плату (Мф.20:8). Вечер связывался с отдыхом и вознаграждением за дневной труд.

Для человеческого опыта характерно, что некоторые действия совершаются утром и повторяются вечером. В Ветхом Завете много упоминаний о жертвоприношениях, которые совершались утром и вечером. Самым важным из обрядов, проводимых в сумерках, было, без сомнения, заклание пасхального агнца (Исх.12:6; Лев. 23:5; Чис. 9:3, 5). В таких случаях вечер или сумерки приобретали сакральное значение. В других местах ритмическое чередование утра и вечера не несет дополнительных значений. Гигант Голиаф выходил выкрикивать свои ритуальные насмешки «утром и вечером» (1Цар.17:16). В псалме, восхваляющем власть Бога над природой, поэт утверждает, что Бог «утро и вечер возбудит к славе Своей» (Пс.64:9).

Дни в библейской культуре исчислялись от заката до заката, таким образом, суббота и религиозные праздники начинались и заканчивались в сумерки. Здесь сумерки также обладают сакральным значением как начало религиозных переживаний. Определенные виды церемониальной нечистоты также завершались вечером. Нетрудно представить себе, какое облегчение приносило людям наступление конца дня, когда завершался период их нечистоты, и с каким нетерпением они ждали этого момента.

Исходя из человеческого опыта, сумрак – загадочное время размышлений. В некоторых языческих религиозных и мифологических системах сумрак представляет собой порог между естественным и сверхъестественным. В Библии такого образа сумрака практически нет, и наибольшим духовным значением обладает утро.

Исключение – выразительное описание Исаака, который «при наступлении вечера... вышел в поле поразмыслить», когда впервые встретил свою невесту (Быт.24:63).

Сумерки могли также быть подходящим временем для занятий незаконными делами. В Притч.7:9 нарисована запоминающаяся картина: искательница сексуальных приключений (см. ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ) встречает свою наивную юную жертву на улице «в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке». А Иов, говоря о грешниках, упоминает: «И око прелюбодея ждет сумерков, замечает: “ничей глаз не увидит меня”, – и закрывает лицо» (Иов.24:15). А Исаия описывает сумерки как время, когда можно оступиться – буквально и метафорически (Ис.59:10).

См. также: ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; НОЧЬ; ПОЛДЕНЬ; СОЛНЦЕ; УТРО, ЗАРЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle