Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Солнце

(Sun)

В Библии 150 упоминаний о солнце, и в большинстве из них оно предстает как источник света. Буквальные упоминания о физическом свете солнца отражают два взаимосвязанных мотива: солнце как образ повседневной жизни и солнце как составляющая дневного цикла. Циклическая природа дневного маршрута солнца имеется в виду в Пс.18:7: «От края небес исход его, и шествие его до края их». Солнце управляет сменой дня и ночи, на что указывают упоминания восхода, полудня и сумерек. В Библии это образ порядка – чего-то, по чему можно ориентироваться в предсказуемой вселенной. Когда солнце заходит, люди отдыхают, а хищники выходят на охоту; «восходит солнце», и «выходит человек на дело свое» (Пс.103:20–23).

Одна из задач поэтов Библии – пробудить разум от летаргии привычного, чтобы люди почувствовали чудо в обыкновенных ритмах природы. Например, автор Пс.18 говорит о восходящем солнце с волнением, сравнивая его с женихом, выходящим из своей комнаты в день свадьбы, или со спортсменом, участвующим в состязании (Пс.18:6). В том же духе звучит утверждение автора Екклесиаста: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» (Ек.11:7).

Иссушающая жара и ослепительный свет средиземноморского солнца (Пс.120:6; Ис.49:10; Откр.7:16), а также факт, что оно каждый день пересекает небеса и «видит» все происходящее на лице земли, могут объяснить, почему в древней мифологии Ближнего Востока бог солнца был богом справедливости, судьей богов и людей. Вавилонский правитель Хаммурапи изображен как получающий свои законы от бога солнца. Это отражено и в Пс.18, где описание каждодневного движения солнца предшествует размышлениям о законе Господнем. Эти идеи связываются между собой фразой: «Ничто не укрыто от теплоты его» (Пс.18:7). Солнце символизирует всевидящее око Господа, судьи и законодателя.

Как чисто физическое явление, солнце обладает двойственной природой. Это основной источник жизни и подходящая метафора для описания Самого Бога (Пс.83:12). Но в псалмах присутствуют и впечатляющие изображения ужасного солнечного удара и страданий от жары, возможно, наиболее живо переданные в образе солнца как врага, нападающего днем (Пс.120:6; см. также Пс.90:6). Одна из картин Книги Откровение, напоминающая о Дантовом аде, – это палящий жар солнца, обжигающий грешников, которые в ответ проклинают Бога, но не каются (Откр.16:8–9).

Очевидно, что наша жизнь зависит от солнечного тепла и света. Поэтому в Библии помрачение солнца и других небесных светил символизирует Божий суд. Сначала этот образ появляется в пророчествах о суде над конкретными народами: Вавилоном (Ис.13:10) или Египтом (Иез.32:7). Затем он становится частью описания последнего дня Господня (Иоил.2:10, 31, цитируется в Деян.2:20; а также Мк.13:24–25; Откр.6:12). Это указывает на важность факта, упоминаемого в Мк.15:33: во время распятия Иисуса «настала тьма по всей земле», – а в Лк.23:45 добавляется: «И померкло солнце».

Обратная сторона суда над грешниками – благословение праведников. После дня Господня праведным больше не нужно будет солнце, потому что их источником жизни становится непосредственно Господь. В Ис.24:23 сказано, что «покраснеет луна, и устыдится солнце», когда Господь Саваоф станет править в Иерусалиме и проявит Свою славу. В Ис.60:19–20 этот образ развивается далее. Не нужно будет больше солнца и луны, потому что «Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею». В Книге Откровение указывается, что в новом Иерусалиме нет нужды в солнце и луне, ибо «слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр.21:23; см. Откр.22:5).

Подобное использование распространенных в культуре образов очевидно также в Мал. 4:2: «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в крыльях Его» (NRSV). Это связано с образом солнца как источника жизни. А упоминание о крыльях, вероятно, связано с древним образом крылатого диска в искусстве Ближнего Востока. Можно вспомнить также изображение бога солнца в месопотамском искусстве – с лучами, исходящими от плеч. Образ женщины, «облеченной в солнце», в Откр.12:1–6, рождающей сына, которого пытается поглотить дракон, по-видимому, основан на мифе о боге солнца, распространенном в Средиземноморье в разных формах и изображающем битву между добром и злом. Некоторые римские императоры претендовали на отождествление с богом солнца, и Иоанн, по вдохновению Духа, сочетает этот образ с образами Ветхого Завета, утверждая, что Иисус – подлинный Спаситель от зла.

См. также: ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЗВЕЗДЫ; КОСМОЛОГИЯ; ЛУНА; СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle