Сокрытие, прикрытие
(Cover, covering)
В сокрытии выражается мысль об утаивании в прямом или переносном смысле. Сокрытое прячется и становится неведомым или недоступным потенциальным наблюдателям.
В библейских рассказах есть подробные описания прикрытия различных предметов в скинии и в храме (Исх.37:9; 40:3, 19–21, 28, 33; Лев. 16:13). Эти предметы закрывались, чтобы человек не возомнил себя способным манипулировать Богом. Рассматривание предмета или человека предоставляет возможность изучить и оценить его качества или получить представление о том, как его можно использовать. Сокрытие места Божьего присутствия и связанных с ним святых предметов служило цели отвратить людей от мысли, что Бога можно легко понять и использовать в своих интересах.
Образ сокрытия связан также с мыслью об удалении оснований для обиды. В некоторых местах оскорбление Бога неправедным убийством символизируется образом крови убитого на земле (Быт.4:10; Иез.24:7). Иов умолял землю не покрывать его крови, чтобы Бог увидел ее и сжалился над его судьбой (Иов.16:18). В параллельных местах (Пс.31:1 и Рим.4:7) подразумевается, что прощение грехов может быть связано с их покрытием, чтобы они не давали повода для обиды (ср. Притч.10:12; 1Пет.4:8).
Примеры укрытия людей и предметов для их защиты мы видим на всем протяжении Библии. Божью оградительную силу псалмопевец сравнивает с крыльями птицы (Пс.90:4). В контексте рассказа о Божьей власти над творением и историей Исаия показывает Божье слово утешения Израиля как прикрытие тенью Его руки (Ис.51:16). В заявлении Иова, что «преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» (Иов.26:6) подразумевается, что ни то, ни другое не может быть скрыто от грозного взгляда Бога.
Предохраняющая природа сокрытия показана и в ситуациях, когда люди подвергаются опасности нарушить общественные или обрядовые правила. В Быт.9:23 Сим и Иафет пошли задом и покрыли наготу отца. Равным образом, в скинии и в храме предметы закрывались, чтобы уберечь людей от приближения к Богу неподобающим образом. В нарисованной Исаией картине тронного зала серафимы закрывают свои лица и ноги крыльями, ограждаясь от величественной святости Бога (Ис.6:2). Проходя мимо Моисея, Бог покрыл его Своей рукой, чтобы тот не видел Его лица, ибо «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). После встречи лицо Моисея стало таким сияющим, что ему пришлось надеть на него покрывало, чтобы израильтяне не боялись подходить к нему (Исх.34:29–35). По мнению Павла, Моисей покрывал лицо не только для того, чтобы израильтяне не могли взирать на его славу, но и потому, что эта слава увядала (2Кор.3:13–17).
Прикрываются также из чувства стыда. В Быт.3:7, когда допотопный органический союз Адама и Евы распался, они сделали себе опоясания, осознав, что выставлены напоказ. В нарисованной Осией картине Божьего суда над Израилем Бог изображен в виде мужа, требующего у жены одежду, чтобы все увидели ее саму и ее неверность (Ос.2:9–10). От людей, страдающих инфекционными болезнями, Моисеев закон требовал покрывать часть лица и кричать «нечист!», чтобы не выставлять свое уродство перед общиной. При трауре лицо или голову покрывали (2Цар.15:30; Есф.6:12; Иер.14:3–4), чтобы скрыть временное пренебрежение личной гигиеной.
Во многих из приведенных выше примеров покрываются также для демонстрации отчужденности или отдаления. В Плч.3:43–44 показан отрезвляющий пример такой взаимосвязи – Бог покрыл Себя праведным гневом и закрыл доступ к Себе молитвам народа.
См. также: ОДЕЖДА; ПОКРОВ, ПОКРЫВАЛО, ЗАВЕСА; СКРЫТОЕ, СОКРОВЕННОЕ.