Сокрушенность, сокрушение
(Brokenness)
Образ сокрушения чаще всего используется в Библии для изображения человека, переполненного волнениями и тревогами. В Ветхом Завете эта мысль обычно выражается словами «сокрушен» сердцем или духом. В образе подразумеваются чувства боли и отчаяния, потеря надежды или благополучного состояния. Сокрушиться сердцем или духом можно в результате страданий, преследований или постигшего горя (Иов.17:1; Пс.33:19; 68:21; 108:16; 146:3; Ис.61:1; 65:14). Это может быть также вызвано осознанием последствий Божьего суда над грехами других людей (Иер.23:9; Иез.21:6) или собственного греха (Пс.50:19).
Во многих случаях сокрушенные люди обращаются за помощью к Богу. Они признаются в своем сокрушенном состоянии и молят о Божьем спасении или исповедуют веру в него (Пс.33:18–19; 68:17–21; 108:16–21). Такая открытость побуждает Бога проявлять сострадание и залечивать раны сокрушенных сердцем (Ис.61:1). В Пс.146:2–3 псалмопевец использует образ исцеления сокрушенных сердцем с целью прославления Божьих спасительных дел для вернувшейся из плена общины в ее борьбе с политическим сопротивлением и с экономическими неурядицами.
В некоторых случаях сокрушенным показывается человек, отвечающий на побуждение Святого Духа к покаянию (Пс.50:19; Ис.57:15). Сокрушенный сердцем человек являет собой противоположность самодовольного и жестокосердного человека. Коренное различие между этими двумя типами людей заключается в их отношении к собственному греху. Суть в том, что сокрушенный сердцем кается.
Показательны в этом смысле рассказы о жизни двух царей, Саула и Давида, в 1 и 2 Царств. Оба они не исполняли Божью волю. Саул нарушил данные Самуилом указания дождаться его для совершения жертвоприношения (1Цар.13:8–10) и, несмотря на данное ему повеление, не истребил царя амаликитян и его скот (1Цар.15:7–9). Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией и для прикрытия прелюбодеяния устроил так, что ее благородный муж погиб в бою (2Цар.11:1–27). Оба предстали перед Божьими пророками, призвавшими их к исповеданию греха (1Цар.13:11; 15:17–19; 2Цар.12:1–12). Многих современных читателей, считающих, что Давид совершил более серьезные преступления, чем Саул, поражает, что Саул лишился царства (1Цар.13:13–14; 15:26–29), а Давид получил прощение (2Цар.12:13).
Эта кажущаяся несправедливость объясняется их разной реакцией на совершенный грех. В ответ на обвинения Самуила Саул начал с пререкания, а затем согласился: «Согрешил я» (1Цар.15:24, 30). Такое частичное покаяние (с еврейского языка эти слова можно перевести: «Я нарушил обрядовые правила») и его реакция в целом – самооправдание, попытка снять с себя ответственность, желание избежать последствий совершенного поступка, а не самого зла (1Цар.15:15, 20–30) – раскрывают сердце, сопротивляющееся Божьему решению.
Реакция Давида на притчу Нафана, обличающую его грех, являет собой полную противоположность. Давид просто сказал без каких-либо оговорок, протестов или попыток оправдаться: «Согрешил я пред Господом» (2Цар.12:13). В отличие от Саула, Давид был по-настоящему сокрушен Божьим решением в отношении него, что подтверждает правильность библейской оценки Давида как человека по сердцу Божьему (1Цар.13:14; Деян.13:22).
В начале публичного служения Иисус сослался на Ис.61:1 для объяснения значения Своей миссии (Лк.4:18–19). Впоследствии Он уделял большое внимание залечиванию ран сокрушенных сердцем, заботясь о духовно «больных» (Мф.9:12; Мк.2:17; Лк.5:31), призывая к покаянию (Мф.4:17; Мк.1:15; Лк.13:3), милостиво относясь к грешникам (Лк.7:36–50; 19:1–10) и рассказывая притчи о принятии раскаявшихся (Лк.15:11–32; 18:9–14).
См. также: ГРЕХ; КАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, РАСКАЯНИЕ; ПЛАВЛЕНИЕ, ТАЯНИЕ; СЕРДЦЕ; СЛАБОСТЬ; СТРАДАНИЕ.