Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Солнце, луна и звезды

(Sun, moon and stars)

Триада «солнце, луна и звезды» упоминается библейскими авторами немногим более десяти раз, но образ этот на протяжении столетий присутствовал в сознании читателей Библии. В воображении библейских авторов солнце, луна и звезды управляли небом.

Конечно, библейские авторы не следовали языческим практикам поклонения солнцу, луне и звездам. Они знали, что светила созданы трансцендентным Творцом, одновременно, на четвертый день творения: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью» (Быт.1:16–18; см. также Иер.31:35). Этот великолепный отрывок дает ключ к пониманию, почему светила в Библии так неразрывно связаны: они вместе дают свет земле и вместе управляют циклом дня и ночи.

Когда все последующие авторы Библии говорили о небесных телах, они почти всегда упоминали эту знакомую нам триаду. Моисей предупреждает израильтян не поклоняться тому, что они видят, поднимая глаза к небесам, «увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное» (Втор.4:19). Автор псалма утверждает, что солнце, луна и «звезды света» восхваляют Бога (Пс.148:3). Желая описать ослабление зрения в старости, автор Екклесиаста говорит, что свет солнца, луны и звезд «меркнет» (Ек.12:2). Когда Павлу нужен пример для обозначения разницы между земным телом человека и телом воскресения, он говорит о солнце, луне и звездах и о том, что они разнятся в славе (1Кор.15:41; мы можем отметить также, что для библейских авторов эта триада связана с образом великолепия).

В истории Иосифа образ солнца, луны и звезд обретает символическую связь с патриархами и народом Израиля. Эта связь начинается со сна юного Иосифа, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд склоняются перед ним (Быт.37:9). Этот образ повторяется в видении о рожающей женщине в Откр.12:1, символизирующей народ Израиля, который рождает Мессию. Израиль – «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».

Самая многочисленная категория отрывков о солнце, луне и звездах – это апокалиптические видения о грядущих космических коллизиях. Здесь мы узнаем о помрачении звезд (Ис.13:10; Иез.32:7; Иоиль 2:10; 3:15; Мф.24:29; Откр.8:12) или (менее отчетливо) о небесных «знамениях», которые огорчат и озадачат людей на земле (Лк.21:25).

С одной стороны, зрелище солнца, луны и звезд производит впечатление на человека, наблюдающего за небом. Они внушают людям чувство спокойствия и предсказуемости. Они также свидетельствуют о власти Бога над творением. Чувство уверенности утрачивается в апокалиптических событиях последних времен, но Бог продолжает держать под контролем все катаклизмы.

См. также: ЗВЕЗДЫ; КОСМОЛОГИЯ; ЛУНА; СОЛНЦЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle