Утро, заря
(Morning)
Утро – в первую очередь, образ нового начала в человеческой жизни. Оно возвещает окончание ночи и начало нового дня. Ночь означает прекращение трудовой деятельности, утро указывает на ее возобновление. Заря – это время, когда восстанавливается пульс жизни. О заре и утре в Библии упоминается свыше двухсот раз, и наибольшее число упоминаний соотносится с утром как со временем, когда люди начинают заниматься активной и целенаправленной деятельностью. Но в Библии утро связывается не только с началом обычных дел, но и с особыми событиями, которые должны произойти, особенно имеющими духовное значение. В обоих случаях утро – особое время Бога, и оно символизирует возможность для человека достигнуть чего-то значительного.
На чисто физическом уровне библейское воображение привлекает внимание к великолепию зари. Например, начало дня метафорически персонифицируется как мифологическое создание (которому в других культурах поклонялись как божеству) с крыльями (Пс.138:9), которое можно разбудить музыкой (Пс.56:9) и которое отличается гигантскими ресницами и привлекательным взглядом (Иов.3:9; 41:10; Песн.6:10). Но в этой персонификации проявляется двойственность – хотя утро приносит свет и разгоняет тьму, оно также служит вдохновителем непокорной звезды, символизирующей преисподнюю (Ис.14:12–15). Поддержание Богом ежедневного распорядка персонифицированного утра по своим нравственным последствиям сравнимо с укрощением бунтующего моря и надзором за глубинами бездны и вратами смерти (Иов.38:8–17). В еврейском Писании заря «восходит», и в этом, возможно, отражается ее связь с подземным миром, проявляющаяся и в других культурах древнего Ближнего Востока. Персонифицированная заря связывается обычно в еврейском языке с мужским полом, но в одном случае предстает в женском обличии, когда речь идет о «чреве прежде денницы» (Пс.109:3), порождающей обновленную росу. Привлекательный характер восхода солнца ярче всего выражен в Пс.18:6, где он сравнивается с выходом жениха из брачного чертога и исполином перед забегом.
Библейские образы утра основываются на методах измерения времени. Евреи рассматривали сутки как время, продолжающееся от вечера до вечера (Исх.12:18; Лев. 23:32; Неем.13:19 и т.д.), и самое распространенное в Ветхом Завете название утра (boqer) означает «разделить» или «расколоть». В новозаветные же времена сутки делились на две части по двенадцать часов: первая начиналась после восхода солнца (условно в шесть часов, когда луна была на «шестом часу» [Лк. 23:44]), а вторая – после захода солнца (Ин.11:9). В обоих схемах утро или начало дня имели тот же самый статус отделения времени тьмы от времени дневного света, как это видно из рассказа, когда ждали всю ночь «до света утреннего» (Суд.16:2), или из слов о Боге, что Он «претворяет смертную тень в ясное утро» (Ам.5:8).
В библейских описаниях утра выражается диалектическое противоречие между светом и тьмой, днем и ночью – как вечер, так и утро отделяют ночь ото дня, при этом первый характеризуется убыванием света и обычной человеческой деятельности, а второе знаменует их восстановление. В качестве разделяющих границ утро и вечер служат одновременно завершением и началом. Утро означает конец ночи и порой дурных или постыдных дел, таких как недозволенные половые связи: наложница подвергалась половому надругательству «всю ночь до утра» (Суд.19:25), а прелюбодейка предлагала «упиваться нежностями до утра» (Притч.7:18).
Утром завершаются не только дела тьмы, но и святые дела. В Быт.1 Бог заканчивал Свою дневную созидательную работу по утрам. Этот порядок отражался у израильтян в употреблении некоторых видов священной пищи – манну надо было заканчивать есть до следующего утра, в противном случае она становилась несъедобной (Исх.16:19–24). Нельзя было оставлять до следующего утра несъеденные куски жертвы мирной, их следовало сжигать (Исх.12:10; 34:25; Лев. 7:15; Чис. 9:12; Втор.16:4).
Что касается образа исходной точки, утро было подходящим временем для начала путешествия (Быт.21:14; 24:54; 26:31), и если кто-то задерживал отъезд на более позднее время дня, отсрочка могла привести к трагическим последствиям (Суд.19:5–26). Войска начинали битву по утрам (Нав.8:10; Суд.9:33; 20:19; 1Цар.11:11; 2Пар.20:20), поэтому в Пс.45:6 сказано, что Бог поможет Своему святому граду «с раннего утра». Утром обменивались клятвами (Быт.26:31) и сеяли семя (Ек.11:6).
Исходная библейская символика проявляется в том, как каждая часть дня (утро, полдень, вечер, ночь) во многих случаях принимает этическое и духовное значение. Так, упоминания о начале какого-то предприятия на заре или утром несут порой символический подтекст: тот факт, что Авраам встал «рано утром», чтобы отправиться в путь и принести в жертву Исаака, свидетельствовал о его немедленном и безоговорочном послушании повелению Бога (Быт.22:3); когда Иаков начал новую жизнь после борьбы с Богом и получения нового имени, над ним взошло солнце (Быт.32:31); Божья слава явилась в виде манны утром (Исх.16:14); Моисей предстал пред Богом на горе Синай утром (Исх.34:2). Утро как архетип нового начала представлено в образе ликующих утренних звезд при сотворении мира (Иов.38:7).
Для библейских персонажей утро имело религиозное значение. Это было время молитвы (Пс.5:4; 87:14; Мк.1:35), поклонения (1Цар.1:19) и принесения жертв (Лев.6:12; 4Цар.3:20; 16:15; Иов.1:5 и т. д.). Утро было временем осознания вечной и бесконечной Божьей благости: неизменные любовь и милость Бога «обновляются каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:23), и Бог «каждое утро являет суд Свой неизменно» (Соф.3:5). Именно утром Бог насыщает Своей милостью (Пс.89:14), а верующие возвещают Его милость (Пс.91:3). Верующие ждут каждое утро, что Бог будет их мышцей (Ис.33:2). Получив во сне видение лестницы и заветное благословение, Иаков рано утром возлил елей на камень (Быт.28:18). Вряд ли будет преувеличением сказать, что утро – особое время для людей, когда они встречаются с Ним и осознают Его необходимость в жизни.
Поскольку дневной свет рассеивает покров тьмы, утро связывается с временем откровения. Это откровение отнюдь не всегда бывает положительным. Предвещающий беду или нечистый сон ночью может причинять беспокойство с началом дня (Быт.20:8; 40:6; 41:8). Приходящее утром озарение может высвечивать крушение надежд, трагическую или бедственную ситуацию: Иаков только утром обнаружил, что женился не на той женщине (Быт.29:25), а Навал утром умер от потрясения новостью, которую жена сообщила ему в начале дня (1Цар.25:37). О смерти любимого человека или товарища человек может узнать, когда просыпается: мать утром нашла мертвым своего ребенка (3Цар.3:21), а левит – мертвой свою наложницу (Суд.19:27). Божье наказание иногда налагается ночью, когда люди спят, поэтому уничтоженный Содом открылся Аврааму утром (Быт.19:27–28), и в такое же время ассирийцы увидели 185 000 тел, пораженных ангелом (4Цар.19:35). Дела тех, кто производит Божий суд ночью, также раскрываются с наступлением зари: утром люди испугались, увидев жертвенник Ваалу, разрушенный Гедеоном (Суд.6:28).
Образ утра как времени Божьего откровения вполне логично распространяется и на время, когда Бог творит Свой справедливый суд. «Каждое утро [Господь] являет суд Свой» (Соф.3:5). Именно в это время дня Моисей объявлял фараону о казнях египетских (Исх.7:15; 8:20; 9:13). Вину Корея, Дафана и Авирона Бог разоблачил утром (Чис.16:5). К проявившему непослушание Давиду Бог утром послал пророка, сообщившего ему о трех видах наказания, которым он может подвергнуться (2Цар.24:11,15). Изобличение Ахана как виновной стороны в Иерихоне произошло утром (Нав.7:13, 16). Содом и Гоморру Бог уничтожил на рассвете (Быт.19:15, 23, 27), и утром же вода Красного моря вернулась на свое место, поглотив египетских преследователей (Исх.14:27). Учитывая неминуемую расплату при наступлении дня, людям советуют не пировать и не напиваться с раннего утра (Ис.5:11; Ек.10:16; ср. Деян.2:15), но «с раннего утра производить суд» (Иер.21:12).
Утреннее откровение может быть и благим. «Проверка по шерсти» показала Гедеону Божий ответ утром (Суд.6:38), и царь Дарий обнаружил Даниила живым в львином рву «поутру» (Дан.6:19). В Дофаиме слуга Елисея встал рано утром и увидел гору наполненной конями и колесницами огненными (4Цар.6:15–17). Гроб Иисуса был найден пустым на рассвете (Мф.28:1; Мк.16:2; Лк.24:1, 22; Ин.20:1).
Поскольку Божьи дела с особой очевидностью проявляются по утрам, утро символизирует надежду для праведных. Те, у кого есть основания рассчитывать на оправдание, ожидают утра как времени Божьего вмешательства в их интересах: «Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою» (Пс.5:4). Когда благоприятный ответ Бога оправдывает страдальцев на заре и когда заслуженная кара настигает в это время нечестивцев, утро становится временем радости и вознесения хвалы Богу: «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс.29:6; ср. Пс.58:17). В другом месте душа псалмопевца «ожидает Господа более, нежели стражи – утра» (Пс.129:6).
У Исаии в видении искупления свет искупленного «откроется, как заря» и «исцеление... скоро возрастет» (Ис.58:8).
Наивысшее выражение утро как образ надежды находит в сравнении Христа со «звездой утренней» (Откр.2:28) и «звездой светлой и утренней» (Откр.22:16). Хотя, строго говоря, утренней звездой считается Венера, появляющаяся на рассвете, в человеческом воображении она отождествляется с самим солнцем. На память приходит прежде всего 2Пет.1:19, где верующие призываются не забывать о пророческом слове, «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» – здесь, по-видимому, имеется в виду возвращение Христа (поскольку выражение «день Господень» в других местах относится к этому событию [2Пет.3:12; ср. Рим.13:12; 1Фес.5:2]).
Заключение. При рассмотрении образов утра невозможно избавиться от впечатления, каким важным временем суток оно показано в Библии. Это время, когда Бог и человек проявляют инициативу. Именно утром чаще всего начинаются обычные повседневные дела и происходят решающие или важные события. Утро служит одновременно буквальным и символическим образом нового начала, откровения и суда или надежды.
См. также: ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ; НОЧЬ; ПОЛДЕНЬ; РОСА; СВЕТ; СОЛНЦЕ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ТЬМА, МРАК; ЧАС.