Утешение
(Comfort)
В Библии выражается уверенность в возможности обретения подлинного и надежного утешения во Христе при жизненных невзгодах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Суть утешения заключается в его двустороннем характере: кто-то предлагает утешение, и кто-то получает его.
Образов утешения в Библии относительно немного, но есть достаточное число трогательных примеров. Утешение обычно предлагается при трауре по умершему, чаще всего родственнику. Так, Ревекка утешала Исаака после смерти его матери (Быт.24:67), а Давид – Вирсавию после смерти их первенца (2Цар.12:24). Верность Руфи по отношению к Ноемини в ее печали была ярким проявлением родственной заботы, а утешение, которое Руфь, в свою очередь, получила от Вооза (Руф.2:13), стало наградой за ее верность. Сила притчи о добром самарянине (Лк.10:30–37) в значительной степени основывается на том, что помощь и утешение исходили извне, а не от привычного семейного и общинного окружения.
В Библии находит выражение и тема неутешности. В образе Рахили в Раме выражается мысль о тщетности утешений, ибо в своем горе она «плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15; Мф.2:18). Пустые утешения служат признаком лжепророчества (Зах.10:2). Страдания пленных (Плч.1) и жертв угнетения обостряются тем, что «утешителя у них нет» (Еккл. 4:1). В день земного суда общественный порядок разрушится, и утешения не смогут дать даже родственники (Иер.16:7). Более того, «добро», приносившее утешение в земной жизни, окажется ничем в сравнении с утешением, которое получает праведник в будущей жизни (Лк.16:19–31).
Неумелые попытки утешения приносят, возможно, больше вреда, чем отсутствие утешения. Классический тому пример – «утешители» Иова. «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастиях, постигших его, и пошли каждый из своего места... и сошлись, чтоб идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов.2:11). Елифаз, Вилдад и Софар начали хорошо – они сидели с Иовом в сочувственном молчании семь дней и семь ночей. Но в конце концов эти так называемые утешители принесли Иову больше неприятностей, чем поддержки, и стали образцом того, как не надо помогать скорбящему. За свои ложные обвинения, банальные нотации и догматические несообразности они позднее заслужили упрек со стороны Иова: «Жалкие утешители все вы» (Иов.16:2).
Неспособность земных утешителей оказывать надежную помощь указывает на потребность в утешении, удовлетворить которую может только Бог. Он есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3; ср. Флп. 2:1). Бог как Добрый Пастырь успокаивает овец Своим жезлом и посохом (Пс.22:4), показывает направление, защищает, спасает и даже наказывает. Божье утешение чаще всего изображается с помощью антропоморфических образов. По словам псалмопевца, находящийся в борениях верующий подобен «дитяти, отнятому от груди матери» (Пс.130:2; ср. Ис.66:13) и успокаивающемуся в руках Господа. Очищение от греха и восстановление пленных на Сионе доказывают правоту заявления Исаии, что «утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис.49:13). Успокаивающее впечатление производит сама ритмика слов, открывающих тему об утешении в Книге Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис.40:1; ср. Зах.1:13).
Утешение, которое предлагал воплощенный Иисус, показано на примере Его плача с Марией о смерти Лазаря (Ин.11:33–36), но более всего – на примере возвращения Лазаря к жизни (Ин.11:38–44). Милосердие Иисуса изливается в жизни верующих, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2Кор.1:4–5).
В современных переводах проявляется тенденция переводить греческое слово parakletos как «Наставник», однако не следует упускать из вида нюанс, заложенный в традиционном переводе – «Утешитель». Направляя учеников Христа ко всякой истине (Ин.14:26) и пребывая с ними вовек (Ин.14:16), Святой Дух успокаивает смущенные сердца (Ин.14:1, 27).
См. также: ПЛАЧ; СТРАДАНИЕ; ТРАУР, ПЛАЧ.